Споры о Великой Отечественной Войне и Второй мировой (разница есть!)

  
Считаете ли вы, что победа над фашизмом - это полная заслуга Советского народа?
Да, полностью считаю
66
Нет, без лэнд-лизовских танков, тушенки, сигарет и второго фронта, СССР бы не выдюжил
12
Ну, я бы поспорил
4
Мне глубоко плевать
2
Всего голосов: 84
Дата окончания опроса: 30-12-2017
Опрос закончен.
Ваш ответ: Да, полностью считаю
Посетитель
Медаль
Санкт-Петербург, Купчино
Сообщений: 2631
"Но в 41 он летал либо на поршне либо с дополнительм винтом." Скажем так, он вообще не летал. Как и БИ-1. А вот в 1944 он пошёл в серию.
Всего было построено порядка 1900 экземпляров Ме-262
Редактировалось: 1 раз (Последний: 18 сентября 2015 в 19:17)
Посетитель
Медаль
Сообщений: 3819
Евгений:
Всего было построено порядка 1900 экземпляров Ме-262
По моим данным серийных около 1500.
Один из них был куплен Говардом Хьюзом(тем самым про которого фильм сняли)  и был заявлен в соревновании реактивных самолётов в 47-48гг(точно не помню), но к соревнованиям его не допустили, в Америке испугались что Ме-262 может выйграть соревнования)))
Ещё интересный факт, после войны наши первые реактивные истребители летали на двигателях Ме-262.
Модератор
Медаль
Сообщений: 9585
Брат2:
В ИНТЕРЕСНЫХ мне темах страница не предусматривает таких опций - как
Просто (для некоторых) ... Прежде чем вставлять кино, надо подумать и вставить кино правильно.
Оттуда, где суровые мужики не ездят на желтых калинах.  Люкс 7 мест 5 передача - 0,795 ГБО- Digitronic
"Пора уже, едрёна мать, умом Россию понимать!"
Посетитель
Медаль
Лас-пегас (провинция)
Сообщений: 1128
Заработала...зараза..
===========
Бойцы, с очковтирательством немецко-фашистским люфтваффовым закончили вроде.
Алексей на пальцах.. адекватно доказал (ссылаясь на убогих писак, страны которых были ахрененными ВОЯКАМИ  в великом побоище), что все это чушь и происки ...
Теперь цель -уличить в тупости-убогости  танкистов немецко-фашистских .
Ждем Алексея с его выборками..
=============================
Еще будет про подводников, снайперов и пр.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 18 сентября 2015 в 20:02)
Пей до дна !
Кури до фильтра !
Посетитель
Медаль
Пермь
Сообщений: 2161
Брат2:

Загрузин,
Страница норм изобраЖается ? Полностью ?
Привет !
Нет,я думал только у меня обрезана.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 18 сентября 2015 в 20:10)
8 клапанов, 7 мест. Мозги прошиты под 92 с 1.04.2015 пробег 128 000
Посетитель
Медаль
Сообщений: 3819
Аркадичч:
Просто (для некоторых) ... Прежде чем вставлять кино, надо подумать и вставить кино правильно.
Извиняюсь, это из-за моего кино неправильно открывалось, а исправить никак не мог(у меня тоже страница разбежалась). zst
Спасибо модеру что вручную исправил.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 18 сентября 2015 в 20:09)
Посетитель
Медаль
Саратов
Сообщений: 891
Евгений:
В начале мая 1944 г. был запущен в серийное производство под обозначением Ла-7, а с ноября 1944 г. Ла-7 полностью вытеснил Ла-5ФН
Я в курсе, ещё класса с пятого. )) Просто читать необходимо в контексте сказанного, то есть что немцы с 43-го всё валили на численное превосходство СССР, а не то что Ла-7 с 43-го летает. И валили они на этот фактор описывая и 44-й год, и 45-й, где Ла-7 себя показывал во всей красе. Это всего лишь один из примеров технического превосходства нашей техники. Можно вспомнить и про Ил-10, и про Ту-2 и т.д. И даже про Як-1, который в 41-м на малых высотах был быстрее ранних модов 109-го, хотя имел более слабый движок и был тяжелее "мессера".
Что касается Ме-262, то как он сбивается, показал Кожедуб со своим ведомым. Более того, не стоит забывать, что у него были серьёзные недостатки, нельзя было быстро прибавлять и убирать газ - моторы просто загорались при этом. Поэтому идя на крейсерской, и нарвавшись на ИА противника, "швальбе" не имел лёгкой возможности уйти на скорости, и в этом слысле винтовые самолёты были с ним практически на равных. Ме-262 имел преимущество, когда шёл к заранее отмеченной цели, к которой подходил на большой скорости, или когда курсировал на большой высоте. При этом оставались большие вопросы по поводу качества и количества топлива для этого самолёта. Так что, в то время немецкая промышленность не могла строить этот самолёт в больших количествах, да и полноценно топливом его обеспечить тоже не могла.
А само по себе наличие более совершенных самолётов тоже нельзя считать рецептом побед. Если вспомнить ещё одного нашего аса, то он летал в основном на И-16, чуть позже на "Киттихоук", оба эти самолёта в целом сильно уступали 109-м, но это не помешало Сафонову менее чем за год сбить 20 самолётов противника лично и 5 в группе, при этом у противника почти всегда было численное превосходство.
Ну а то, что немцы проиграли ввиду лимита ресурсов, эт тоже правильно. В таких условиях всё равно, какой техникой ты обладаешь, победы она тебе не даст. Но это не оправдывает завышенных счетов немецких асов и не занижает достижеинй наших конструкторов и пилотов.
То ,что мы после войны ставили некоторое время движки от Ме-262, не совсем правильно, точнее не совсем корректная формулировка. СССР воспользовался двигателями Jumo и BMW, которые в том числе ставили и на реактивные Ме-262. Но это произошло не первый раз - ещё на довоенные И-16 ставились движки BMW, а потом их лицензионные копии. А на Ла-5 разных модификаций стоял сиииииииииииииильно переработанный двигатель "Райт", хотя правильнее сказать, что это был уже совсем другой двигатель. Можно также отметить, что двигатели воздушного охлаждения немцы позаимствовали у своих французских коллег. Да-да, оказывается немецкие инженеры и конструкторы тоже не везде успевали. На штурмовиках Hs-129 также стояли французские моторы Gnome-Rһone. И даже если вспоминать их "фоккевульфы", то там изначально стоял неудачный мотор, который имел низкую собственную тяговооружённость, а в дополнение ко всему охлаждающий компрессор, который ещё больше отъедал мощности у двигателя и был склонен к заклиниваниям при попадании в него боеприпасов. При открытом фонаре летать было невозможно - происходило "затенение" хвостового оперения, и самолёт отказывался управляться в полной мере. У 109-го "мессера" до конца войны так и не убрали закабинный гаргрот, ввиду чего обзор назад и назад-верх так и остался неудовлетворительным, а плоские стёкла фонаря кокпита ухудшали аэродинамику самолёта. А вы всё про немецкий конструкторский гений..
Не стоит принижать заслуг отечественных конструктров того времени, так же как и заслуг лётчиков. Да, людей с нашей стороны погибло больше, но это ввиду событий начала войны, а начиная с 44-го все перевернулось наоборот, людей немцы стали терять больше. По сути, для них стала происходить ситуация, которая была у СССР в начале войны. И оказалось, что от фашистских зольдат пули тоже не отскакивают.
В общем, не всё у немцев было хорошо не только с ресурсами, но и с технической стороны. Это всё и легко в основу их проигрыша в войне. В СССР же, начиная с конца 43-го, стал происходить серьёзный подъём в характеристиках самолётов и вооружения, что и дало весомый эффект на фронте и в итоге привело к победе. Разумеется, там было много факторов, просто излагаю те, которые рассматриваются в рамках этой дискуссии
Посетитель
МедальГрамота
Курск
Сообщений: 8375
Интересный факт о котором не все знают. Приняв капитуляцию, Советский Союз не подписал мир с Германией, то есть остался с Германией в состоянии войны. Война с Германией была окончена 25 января 1955 г. принятием Президиумом Верховного Совета СССР соответствующего решения.
Почему СССР воевал с Германией до 1955 года?
Largus RS0Y5-42-02D Platinum (25.02.2013). Homo non sibi natus, sed patriae.
Помощь Новороссии
Посетитель
Медаль
Ростов-на-Дону
Сообщений: 495
AlexEs:
Интересный факт о котором не все знают. Приняв капитуляцию, Советский Союз не подписал мир с Германией, то есть остался с Германией в состоянии войны. Война с Германией была окончена 25 января 1955 г. принятием Президиумом Верховного Совета СССР соответствующего решения.
Ну, а с Японией до сих пор не подписали. И чо?

На вопрос опроса ответил "Да, полностью считаю". Может быть "без лэнд-лизовских танков, тушенки, сигарет и второго фронта, СССР бы не выдюжил", но есть один нюанс - лэнд-лизовские танки, тушенка и сигарет, и даже второй фронт по сути тоже заслуга советского народа, или наши дипломаты уже не часть народа?
Редактировалось: 2 раз (Последний: 11 апреля 2016 в 14:03)
Посетитель
Медаль
г. Мурманск, г.Богучар
Сообщений: 465
Suntechnic:



На вопрос опроса ответил "Да, полностью считаю". Может быть "без лэнд-лизовских танков, тушенки, сигарет и второго фронта, СССР бы не выдюжил", но есть один нюанс - лэнд-лизовские танки, тушенка и сигарет, и даже второй фронт по сути тоже заслуга советского народа, или наши дипломаты уже не часть народа?

И что они нам наприсылали??? Крохи! И более того, большая часть из уже оплаченных грузов перетопили фрицы в полярных конвоях. Один PQ-17 чего стОит! И присылали то они дерьмо всякое. Хотя, нельзя умалять желание части американского народа помочь нам! Но это только часть, причем не большая, населения Америки. И помогать они стали только ПОСЛЕ Сталинграда, когда стало ясно, что мы в состоянии вломить фрицам! Так что, дипломаты тут не при чем!
Ларгус 2015 г. 84 силы, кондея нет
скупой платит дважды, дурак трижды, а лох всегда
Посетитель
Медаль
Ростов-на-Дону
Сообщений: 495
coronamark2:
И что они нам наприсылали?
Вопрос не в том что наприсылали. Вопрос в том, что даже если это и сыграло роль, что второй вариант ответа всего лишь частный случай варианта 1 и рассматривать его отдельно не имеет ни какого смысла.
Посетитель
МедальГрамота
Курск
Сообщений: 8375
Suntechnic:
И чо?
Через плечо.
Largus RS0Y5-42-02D Platinum (25.02.2013). Homo non sibi natus, sed patriae.
Помощь Новороссии
Посетитель
Медаль
г. Мурманск, г.Богучар
Сообщений: 465
Suntechnic:

coronamark2:
И что они нам наприсылали?
Вопрос не в том что наприсылали. Вопрос в том, что даже если это и сыграло роль, что второй вариант ответа всего лишь частный случай варианта 1 и рассматривать его отдельно не имеет ни какого смысла.

Э, нет!!!! Если мы победили сами - это одно. А вот если мы не победили бы, если б не ленд-лиз, это совсем другой коленкор!!! Пендосы, конечно, присылали, но это крохи...Мы и без них победили бы, ну, может быть, чуть более напряглись бы...Но это, на всеобщий взгляд - не существенно!
Ларгус 2015 г. 84 силы, кондея нет
скупой платит дважды, дурак трижды, а лох всегда
Посетитель
Медаль
г. Мурманск, г.Богучар
Сообщений: 465
AlexEs:


Через плечо.

Фу, как грубо...
Ларгус 2015 г. 84 силы, кондея нет
скупой платит дважды, дурак трижды, а лох всегда
Посетитель
Медаль
Москва
Сообщений: 5772
coronamark2:
Пендосы, конечно, присылали, но это крохи..
Так они на этом зарабатывали и заодно технику проверяли и обкатывали.
Такого опыта как у нас и немцев ни у кого не было.
Наши жаловались на слабость хвостового оперения "аэрокобры"
Америкосы не поверили. Глинка слетал в США в командировку
и на глазах комиссии в воздухе развалил самолёт. Сам выпрыгнул
благополучно. После этого конструкцию переработали и усилили.
ХОРОШО В СТРАНЕ ХОРОШЕЙ ЖИТЬ.
ГБО - ДИДЖИТРОНИК. Аляска. ОМВЛ.
С 10.12.12.г. 7 мест. 16кл. 214 000.
Посетитель
Медаль
г. Мурманск, г.Богучар
Сообщений: 465
ярик:


Так они на этом зарабатывали

Отож...Мы кровь проливали, население гробили, а эти упыри деньги гребли лопатой! СУКИ!!!!
Ларгус 2015 г. 84 силы, кондея нет
скупой платит дважды, дурак трижды, а лох всегда
Посетитель
Медаль
Саратов
Сообщений: 891
По Ленд-лизу тоже немало вопросов.. Амеры нам начали слать сначала самолёты семейства "Вархоук", которые считались устаревшими ещё до начала войны. И прислали нам таких несколько десятков. Потом стали слать "Кобры". А почему? Да потому что сами амеры их так сказать забраковали - не понравилась им ни управляемость, ни живучесть. На максимальной тяге мотор долго не работал, да и вообще сильно терял ресурс, а на номинальных режимах полётные характеристики были так себе. Когда их гнали через АлСиб, то ввиду низких температур постоянно лопались пневматики и шланги гидравлики (чего с нашими самолётами так массово не происходило). Нашим спецам пришлось передать амерам рецепт морозостойкой резины! Но "Кобр" уже сколько-то наделали, подготовили заводы, оснастку и т.д., и как-то надо было окупать затраты на это всё. Ну и решили продать СССРу, он же будет любой помощи рад. Амерские Р-47 некоторыми нашими спецами вообще не воспринимались как истребители. По-моему Галлай про них сказал: "Это что угодно, только не истребитель". Объединённое Королевство начало поставлять нам "Харрикейны", как про них метко говаривали сами английские пилоты: "В пикировании скорость не набирает, в кабрировании останавливается". Небольшое количество "Спитфайеров" не получило высокой оценки и было отправлено во вторую линию оборны (задачи объектовой ПВО и т.д.). Вот такая помощь была по линии авиации. Амерские танки - эт ваще.. Как выразился кто-то на одном из тематических форумов, "полное непонимание того, что и для чего делается". Их танки в то время никогда не были эталоном ни по одной из важнейших характеристик. А вот где реально их помощь помогла, так в области автомобилей. Очень пригодились грузовики Студебеккеры, которые стали прекрасным шасси для "Катюши". Джип Додж "Три четверти" мог таскать по болотам не только себя, но ещё и пушку на прицепе, а Виллисы стали чуть ли не штатной машиной для офицеров и связи между штабами. Но всё это имело втростепенную роль. Победа была бы достигнута и без этого, только времени прошло бы больше и потери были бы масштабнее. Проще говоря, эта помощь усилила нашу боевую мощь, но она не была решающей. К моменту массовой помощи и открытия второго фронта, СССР пёр уже по всей линии соприкосновения с противником. Второй фронт открыли отчасти из-за того, что бы все "ковришки" достались не только СССР. А то эдак прошлась бы РККА до Ла-Манша, и что тогда? Поэтому победу в ВОВ считаю в первую очередь заслугой нашего народа, наших конструкторов, инженеров, солдат и всех тех, кто своими усилиями сделал тогда из нашей страны непобедимую силу
Редактировалось: 1 раз (Последний: 12 апреля 2016 в 23:31)
Посетитель
МедальГрамота
Курск
Сообщений: 8375
В либерастических кругах муссируется такой миф:
Настоящий день Победы должен праздноваться 8-го, а не 9-го мая, потому что именно 8-го мая гитлеровская Германия подписала капитуляцию. Но Сталин приказал праздновать победу 9-го.
Действительность:
В тексте акта о безоговорочной капитуляции Германии сказано:
«2. Германское верховное командование немедленно издаст приказы всем немецким командующим сухопутными, морскими и воздушными силами и всем силам, находящимся под германским командованием, прекратить военные действия в 23.01 часа по центрально-европейскому времени 8 мая 1945 года»).
Центрально-европейское время - это +1 час к гринвичскому времени. Таким образом, в Западной Европе и к западу от нее война закончилась 8 мая. Для государств, расположенных восточнее (например, для всех экс-советских государств), это событие произошло 9 мая.
отсюда
Largus RS0Y5-42-02D Platinum (25.02.2013). Homo non sibi natus, sed patriae.
Помощь Новороссии
Посетитель
Медаль
Пермь
Сообщений: 1021
AlexEs:

В либерастических кругах муссируется такой миф:
Настоящий день Победы должен праздноваться 8-го, а не 9-го мая, потому что именно 8-го мая гитлеровская Германия подписала капитуляцию. Но Сталин приказал праздновать победу 9-го.
Действительность:
В тексте акта о безоговорочной капитуляции Германии сказано:
«2. Германское верховное командование немедленно издаст приказы всем немецким командующим сухопутными, морскими и воздушными силами и всем силам, находящимся под германским командованием, прекратить военные действия в 23.01 часа по центрально-европейскому времени 8 мая 1945 года»).
Центрально-европейское время - это +1 час к гринвичскому времени. Таким образом, в Западной Европе и к западу от нее война закончилась 8 мая. Для государств, расположенных восточнее (например, для всех экс-советских государств), это событие произошло 9 мая.
отсюда
9-го мая ПОБЕДА была, у меня отец с 41 по 46 всю войну прошел, год ещё в Германии был и последнюю "За отвагу" так и получил за подписью командующего оккупационными войсками СССР в Германии.(из наградного листа в архиве МО) Помер на 50 лет победы. И не нужно спорить об этом пока ещё есть живые свидетели ПОБЕДЫ !!
Редактировалось: 2 раз (Последний: 28 апреля 2016 в 18:44)
RS015L 41-02X.Платина 18.07.2012 года
Посетитель
Медаль
Москва
Сообщений: 5772
AlexEs:
Таким образом, в Западной Европе и к западу от нее война закончилась 8 мая. Для государств, расположенных восточнее (например, для всех экс-советских государств), это событие произошло 9 мая.
Я тоже считаю что спор ни о чём. У них ещё 8-е а у нас 9-е.
Как обычно - идиоты будут спорить до потери сознания.
А умные - два денька гульнут - отметят. laugh
ПРАЗДНИК то БОЛЬШОЙ, не грех и на два дня растянуть.
ХОРОШО В СТРАНЕ ХОРОШЕЙ ЖИТЬ.
ГБО - ДИДЖИТРОНИК. Аляска. ОМВЛ.
С 10.12.12.г. 7 мест. 16кл. 214 000.
Посетитель
МедальГрамота
Курск
Сообщений: 8375
ярик:
Я тоже считаю что спор ни о чём. У них ещё 8-е а у нас 9-е. Как обычно - идиоты будут спорить до потери сознания.
Считаю, что вообще нет предмета спора. Есть глупые люди которые не понимают принципа часовых поясов.
Largus RS0Y5-42-02D Platinum (25.02.2013). Homo non sibi natus, sed patriae.
Помощь Новороссии
Посетитель
МедальГрамота
Курск
Сообщений: 8375
Операция “Багратион”.
Многие знают про Сталинградскую битву и Курскую дугу, но про операцию “Багратион” знают намного меньше. Но знать следует – во время операции “Багратион” немецкая армия потерпела самое крупное поражение за всю историю существования германского государства.
В то время как на Украине советские войска зимой 1943−1944 годов успешно наступали, линия фронта в Белоруссии на подступах к Бобруйску, Могилеву, Орше и Витебску оставалась почти неподвижной. Образовался гигантский «Белорусский балкон». Предпринимавшиеся Западным фронтом наступательные операции раз за разом терпели неудачу.
Основная причина − большое количество артиллерии у немцев на данном направлении. Осенью 1943 года немцам удалось стабилизировать фронт, закрепиться на выгодных позициях и подтянуть артиллерию, вплоть до самой тяжелой — трофейных 280-мм французских мортир. Короткое плечо подвоза в Белоруссию из Германии, наращивание производства снарядов в рамках объявленной тотальной войны позволили войскам ГА «Центр» буквально топить советские наступления в шквале артиллерийского огня, с расходом до 3000 т боеприпасов в сутки. Для сравнения: при штурме Сталинграда расходовалось в пике менее 1000 т в сутки. Тысячи снарядов тяжелых орудий несли большие потери наступающим советским частям.
Кроме того, в лесисто-болотистой местности Белоруссии немцам удавалось реализовать техническое преимущество танков «Тигр» и «Пантера», простреливавших с дальних дистанций дефиле и дороги, выбивая советские Т-34−76. Ситуация казалась безвыходной, командование меняло направление ударов, попытки прорыва предпринимались разными армиями, но результат был неизменно неудовлетворительным.
Весной 1944 года германское верховное командование считало наиболее вероятным советское наступление в полосе ГА «Северная Украина», в развитие зимних и весенних успехов. Предполагалось, что будет нанесен мощный удар через Польшу к Балтийскому морю, отрезающий ГА «Центр» и ГА «Север» от Германии. Поэтому в ГА «Северная Украина» были собраны крупные силы танковых войск, а возглавлял ее «гений обороны» и любимец фюрера Вальтер Модель. Мнение о том, что главный удар последует не в полосе ГА «Центр», разделяли и командующие армиями в Белоруссии. В том, что на центральном участке фронта будут сковывающие наступления с ограниченными целями, их убеждали их собственные успехи в обороне в зимней кампании. Они были убеждены: после череды неудач Красная армия сменит направление удара. Если же будут предприняты наступления с ограниченными целями, то они будут так же успешно отражены, как зимой 1943−1944 годов.
Напротив, советское командование решило сосредоточить усилия на освобождении Белоруссии. Подготовка Белорусской наступательной операции началась весной 1944. Из воспоминаний К.К. Рокоссовского:
“По замыслу Ставки главные действия в летней кампании 1944 года должны были развернуться в Белоруссии. Для проведения этой операции привлекались войска четырех фронтов (1-й Прибалтийский — командующий И.Х. Баграмян; 3-й Белорусский — командующий И.Д. Черняховский; наш правый сосед 2-й Белорусский фронт — командующий И.Е. Петров, и, наконец 1-й Белорусский)...
Мы готовились к боям тщательно. Составлению плана предшествовала большая работа на местности. В особенности на переднем крае. Приходилось в буквальном смысле слова ползать на животе. Изучение местности и состояния вражеской обороны убедило меня в том, что на правом крыле фронта целесообразно нанести два удара с разных участков... Это шло вразрез с установившимся взглядом, согласно которому при наступлении наносится один главный удар, для чего и сосредотачиваются основные силы и средства. Принимая несколько необычное решение, мы шли на известное распыление сил, но в болотах Полесья другого выхода, а вернее сказать — другого пути к успеху операции у нас не было...
Верховный Главнокомандующий и его заместители настаивали на том, чтобы нанести один главный удар — с плацдарма на Днепре (район Рогачева), находившегося в руках 3-й армии. Дважды мне предлагали выйти в соседнюю комнату, чтобы продумать предложение Ставки. После каждого такого «продумывания» приходилось с новой силой отстаивать свое решение. Убедившись, что я твердо настаиваю на нашей точке зрения, Сталин утвердил план операции в том виде, как мы его представили.
— Настойчивость командующего фронтом, — сказал он, — доказывает, что организация наступления тщательно продумана. А это надежная гарантия успеха...”
Решения главной проблемы - подавление немецкой артиллерии было возложено на нашу авиацию и артиллерию. К началу операции “Багратион” авиацию четырех фронтов довели до 5700 самолетов.  
Также была произведена аэрофотосъемка немецких позиций, после чего в тылу были построены в натуральную величину участки немецких позиций, которые предстояло атаковать, с настоящими проволочными заграждениями и обозначенными минными полями. Солдаты без устали тренировались, доводя свои действия до автоматизма.
Серьезной проблемой для нашей авиации была угроза поражения своих собственных войск, изготовившихся к наступлению, при малейших навигационных ошибках, неизбежных ночью. Для того чтобы этого не случалось, была продумана сложная система светового обозначения переднего края. Были задействованы прожекторы, лучом указывавшие направление атаки, костры и даже… грузовики. Они выстраивались в ряд в ближнем тылу параллельно линии фронта и светили фарами в тыл. С воздуха ночью этот ряд фар был отлично виден. Дополнительно передний край обозначался артиллерийской стрельбой, вспышки выстрелов также хорошо наблюдались с высоты. Экипажи самолетов получили четкое указание при малейших сомнениях в опознании переднего края уходить на запасную цель в глубине обороны противника.
22 июня 1944 началась разведка боем на правом крыле советских войск в Белоруссии. Немцы привычно встретили ее шквалом артиллерийского огня, а советские артразведчики засекали стреляющие батареи.
В ночь с 22 на 23 июня 1944 года на позиции немцев на направлении главных ударов 2-го и 3-го Белорусских фронтов обрушились тяжелые авиабомбы калибром до 500−1000 кг. Относительно невысокая точность бомбометания с горизонтального полета компенсировалась могуществом бомб и массированностью удара на небольшом пространстве. Как сухо написали летчики в одном из донесений, «разрывы бомб располагались по всей площади цели».
С утра 23 июня после ночных налетов дальней авиации на немецкие позиции обрушилась советская артиллерия. Впоследствии начальник штаба немецкой 4-й армии обозначил причины «ошеломляющих успехов» Красной армии следующим образом:
«Активность вражеской артиллерии — в первую очередь количество израсходованных боеприпасов и продолжительность ураганного огня — была существенно выше, чем в предыдущих сражениях. Управление артиллерийским огнем у противника стало более маневренным, к тому же в большей степени, чем прежде, уделялось внимание подавлению немецкой артиллерии».
Жизнь немцам в начале нашего наступления облегчила небесная канцелярия: погода ухудшилась, и само использование авиации было поставлено под сомнение. Над аэродромами на Украине, и над Белоруссией повисла низкая облачность. Начались ливневые дожди и грозы. С утра 23 июня советская авиация почти не летала, но по мере улучшения метеоусловий активность возросла за счет действий наиболее опытных экипажей. Несмотря на сильный проливной дождь и плохую видимость, не превышающую 500 м, небольшие группы «Илов» искали батареи противника и осыпали их бомбами, в том числе противотанковыми ПТАБами, выступавшими в качестве осколочных повышенной эффективности. Оказавшаяся на направлении главного удара 2-го Белорусского фронта 337-я немецкая пехотная дивизия потеряла за два дня 3/4 своей артиллерии. Аналогичная картина наблюдалась на всех направлениях главного удара. Эта настойчивость принесла ожидаемый успех. В отчете о действиях немецкой 9-й армии, написанном по горячим следам событий, отмечалось:
«Особенно примечательным было использование превосходящих сил авиации, которая действовала с неизвестным ранее размахом и часами подавляла нашу артиллерию… Тем самым главное оружие обороны в решающий момент оказалось выведено из строя».
Обвал позиционного фронта сразу на нескольких направлениях — под Витебском, Могилевом и Бобруйском — стал фатальным для армий ГА «Центр». Они состояли преимущественно из пехотных дивизий, им остро не хватало подвижных резервов. Единственный мобильный резерв был использован крайне бездарно, раздерган между двумя советскими ударами.
Это сделало коллапс всей группы армий неизбежным и стремительным. Сначала были окружены 3-я танковая армия под Витебском и 9-я армия под Бобруйском. Через две пробитые на месте этих «котлов» бреши советские танковые части устремились к Минску. Встреча двух фронтов под Минском 3 июля 1944 года образовала еще один «котел» для немецкой 4-й армии. К тому моменту отступающие немецкие дивизии уже почти утратили боеспособность под непрерывными ударами штурмовиков Ил-2 и пикирующих бомбардировщиков Пе-2 на лесных дорогах и у переправ. Сколько нибудь существенного снабжения по воздуху немцам организовать не удалось, и это обусловило быстрый развал «котлов», оставшихся без боеприпасов и даже пищи. ГА «Центр» превратилась в неорганизованную толпу со стрелковым оружием с минимальным количеством боеприпасов. Позднее захваченных именно в Белоруссии пленных прогнали «маршем побежденных» по Москве 17 июля 1944 года. Остановить советское наступление немцам удалось только на Висле и на подступах к Восточной Пруссии, в том числе за счет переброски танковых резервов из ГА «Северная Украина» и из Германии. Разгром ГА «Центр» стал крупнейшей катастрофой германской армии за всю ее историю. Он тем более впечатляет, что разбиты оказались армии, державшие прочный позиционный фронт в течение многих месяцев.
Результаты операции:
- В результате двухмесячного наступления Красной Армии была полностью очищена от гитлеровцев Белая Русь, освобождена часть Прибалтики и восточные районы Польши. В целом, на фронте в 1100 километров было достигнуто продвижение войск на глубину до 600 км.
- Была разгромлена группа армий «Центр», группа армий «Север» поставлена под угрозу поражения. Сломлена мощная линия обороны в Белоруссии, защищённая природными преградами (болота, реки). Были истощены немецкие резервы, которые пришлось бросить в бой, чтобы закрыть «дыру».
- Создан отличный задел для будущего наступления в Польшу и далее в Германию. Так, 1-й Белорусский фронт захватил два больших плацдарма за Вислой южнее столицы Польши (Магнушевский и Пулавский). Кроме того, в ходе Львовско-Сандомирской операции 1-й Украинский фронт занял плацдарм у Сандомира.
- Операция «Багратион» стала триумфом советского военного искусства. Красная Армия «ответила» за «котлы» 1941 года.
- Советская армия потеряла до 178,5 тыс. погибшими, пропавшими без вести и пленными. Общие потери немцев – около 400 тыс. человек (по другим данным более 500 тыс.).
P.S. После операции "Багратион" Сталин к Рокоссовскому стал обращаться только "Константин Константинович". Было всего советских военачальника к которым Сталин обращался по имени-отчеству: Рокоссовский и Шапошников.
Largus RS0Y5-42-02D Platinum (25.02.2013). Homo non sibi natus, sed patriae.
Помощь Новороссии
Посетитель
МедальГрамота
Курск
Сообщений: 8375
Операция “Багратион”.




Шоссе под Витебском, уничтоженная нашей авиацией немецкая колонна.



Ил-2 атакует немецкую колонну.

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Советский солдат осматривает подбитые танки Pz-IV 20-й танковой дивизии в окрестностях Бобруйска.


«Тигр» и «Пантера», предположительно 506 батальона, уничтоженные в районе Дрогобыча.

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


P.S.

Largus RS0Y5-42-02D Platinum (25.02.2013). Homo non sibi natus, sed patriae.
Помощь Новороссии
Посетитель
МедальГрамота
Курск
Сообщений: 8375
Про заградотряды и штрафбаты.
Largus RS0Y5-42-02D Platinum (25.02.2013). Homo non sibi natus, sed patriae.
Помощь Новороссии
Посетитель
Медаль
Центральная Россия
Сообщений: 1592
Ответ на все споры и вопросы.
Не толерантен.
В начало страницы 
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.