Спойлер
Многие, наверное, знакомы с одной из самых древних книг - Библией. Почерпнуть из этого источника историческую информацию - дело хорошее. Однако, к сожалению, Библия, как и любой религиозный трактат, использует "крапленые карты" - чудеса и пророчества, благодаря которым держится каждая монотеистическая система верований. Но нужно ли замалчивать факты, элементарно объясняющие "чудеса"? Наверное, нет.
Итак, уделим внимание некоторым чудесам, описанным в Ветхом Завете. Не секрет, что десять "казней египетских", которые, согласно Библии, "навел" Моисей, были довольно обычными явлениями в истории страны пирамид. Здесь бывают различные стихийные бедствия: дует ветер, несущий пыль пустыни, когда днем становится темно и "тьма скрепит на зубах"; иногда с севера приходят тучи с градом, побивающим посевы; бывает зацветание воды, которая становится похожей на кровь и непригодной для питья; бывают нашествия саранчи; эпидемии, поражающие людей и домашних животных. Библия предпочитает эти естественные катаклизмы объяснять чудесами.
В книге "Исход" рассказывается о чудесном переходе через Красное море, когда бог заставил воды моря расступиться, и народ Моисея прошел по дну, аки по суху. Египтяне устремились вслед, но внезапно нахлынувшая вода поглотила конницу, и, таким образом, преследователи, вместе с самим фараоном, погибли. На самом деле, участники Исхода не переходили непосредственно через Красное море - это более позднее добавление составителей Библии. Ибо только лишь в Новом Завете есть утверждение, будто речь идет именно о Красном море.
То самое море, которое перешли израильтяне, не замочив ног, упоминается в Ветхом Завете как "Ям-Суф", что в переводе с древнееврейского означает "море камыша". Но в море камыш не растет, зато в болотистых окрестностях лагун и пойм он произрастает в изобилии. На сегодняшний день установлен точный маршрут Исхода. Геологические исследования показали, что три тысячи лет назад западная оконечность Красного моря тянулась гораздо дальше на север, соединяясь с Горькими Озерами. Тогда там были мелкие поймы, перерезанные трясинами и узкими полосками суши, по которым и провел Моисей свой народ. Но египтяне на своих тяжелых колесницах увязли в болотах, а часть из них действительно могла утонуть, ибо там нередко дули сильные ветры, которые катили перед собой огромные валы воды, внезапно превращавшие отмели в предательские глубины. Однако, вопреки Библии, фараон Менрепта не утонул, а умер естественной смертью в преклонном возрасте. Это установили ученые, обнаружившие его мумию в одном из склепов.
Известно, что Моисей во время своего изгнания провел сорок лет на синайском полуострове и у местных жителей (мадианитян) научился тому, как сохранить жизнь в суровых условиях пустыни, степи и горных районов. Свои познания, добытые путем опыта, он затем использовал во время Исхода. Моисей повел свой народ из Египта в Землю Обетованную, путь к которой лежал через долгие сорок лет скитаний в пустыне. Однако его товарищи по скитаниям, которые на протяжении нескольких поколений привыкли к оседлой жизни в Египте и были новичками на Синайском полуострове, должны были принять за сверхъестественные некоторые действия Моисея.
Библия описывает сюжет, в котором бог беседовал с Моисеем через горящий, но не сгорающий куст (неопалимая купина). Однако известно, что такой куст существует, он и в наши дни встречается на Синайском полуострове и называется "диптам" или "куст Моисея". Это растение выделяет летучее эфирное масло, которое легко воспламеняется на солнце. И совсем нередко в жаркий день куст загорается голубовато-красным огнем. Об этом знают бедуины - жители пустынь и степей.
[spoiler]Известная читателям Библии "манна небесная" - разновидность тамариска, который в весеннюю пору выделяет сладковатую жидкость, быстро застывающую на воздухе в виде белых шариков, похожих на град. Местные бедуины с наступлением весны отправляются в степь собирать белые липкие шарики, как мы, жители средней полосы, собираем ягоды. Один человек может собрать за день полтора килограмма - количество, вполне достаточное для того, чтобы утолить голод. В арабских городах уличные торговцы и по сей день выставляют на продажу сладкую смолу тамариска под названием "ман".
В очередной раз народ Моисея смог избежать голода благодаря тому, что бог послал стаю перепелов, которых путники просто ловили голыми руками. Современные жители Синайского полуострова были бы весьма удивлены, если бы им сказали, что прилет этих птиц надо рассматривать как чудо. Весенней порой из глубин Африки в Европу тянутся огромные стаи перепелов. Измученные дальним путешествием, они садятся на Синайскую землю, ослабев до такой степени, что тамошние жители ловят их руками, не используя сети или силки.
Так же просто объясняется следующее чудо: у подножия горы Хорив Моисей ударил посохом по скале и оттуда брызнула чистая вода. Несмотря на длительную засуху, у подножия гор под хрупкой пленкой песка и извести обычно собирается дождевая вода. Достаточно разбить эту оболочку, чтобы добраться до воды и утолить жажду.
В Библии рассказывается, как путники во главе с Моисеем пришли в Мерру к родниковому источнику, но оказалось, что вода горька и непригодна для питья. Тогда Моисей бросил в источник какую-то веточку, и вода сделалась сладкой. Действительно, до сих пор вблизи Мерры существует горький источник, в воде которого содержится сернокислый калий. Местные жители опускают в эту воду ветку кустарника "эльвах": содержащаяся в соке растения щавелевая кислота заставляет сернокислый калий осесть на дно, и вода теряет свою горечь.
Наконец, настал исторический момент - израильтяне вступили на Землю Обетованную. Это событие в Библии так же отмечено чудом: река Иордан вздыбилась высокой стеной, и воды, находившиеся в русле, быстро стекли в Мертвое море. Дно обнажилось и, таким образом, израильтяне перешли реку, не замочив ног. После окончания переправы Иордан вернулся в свое русло. Описывая это событие, Библия упоминает "город Адам, который подле Цартана", у которого и остановились воды Иордана, который течет там по глубокому оврагу. Нередко скалистые стены обрушивались в русло реки и создавали плотину. Последний раз такое чудо свершилось в 1927 году - целые сутки дно Иордана оставалось сухим. Произошло это из-за землетрясения.
Несмотря на многовековую правку текстов, авторы Библии так и не смогли полностью удалить из нее факты, свидетельствующие о землятрясении: "Иордан обратился назад. Горы прыгали, как овцы, и холмы, как агнцы." (псалом 113, восходящий к преданиям эпохи Иисуса Навина); Так же пророчица Дебора говорит в песне победы: "Когда выходил ты, господи, от Сеира, когда шел с поля Едомского, тогда земля тряслась". Официальная теология также относит последнюю фразу к рассматриваемым временам.
Приведенные наглядные объяснения некоторых "библейских чудес", наверное, разочаруют многих читателей "Книги книг". Зато еще раз можно убедиться, что, как это ни банально, чудес не бывает. Пророчества же имеют "обратную преемственность", но об это - отдельная тема.
По книге З. Косидовского "Библейские сказания".
Дополнение по теме из книги "Преодоление Христианства"
автор - Владимир Борисович Авдеев.
Моисей был выгнан из коллегии египетских жрецов за убийство, однако же это не помешало ему популяризировать полученные им эзотерические знания и преобразовать их в совокупность своих поучений, которые ему "внушил сам Бог". Кроме того, история о его происхождении на свет больше напоминает сюжет детективного романа. Целью же его жизни, по собственному признанию, было выкрасть высшие знания, заключенные в храмах Египта, что ему и удалось. А государство, являвшее собой образец политического долголетия (около 5500 лет), прекратило существование как единое целое после того, как таинства мистерий Озириса легли в основу спасения избранного народа. В чем Моисею принадлежит бесспорное авторство, так это запрещении смешанных браков и широкомасштабном использовании страха в религиозных целях: "Народ пусть ждет и дрожит". Общеизвестно, что Моисей поклонялся Элохиму. Но беда как назло заключается в том, что это слово обозначает множественное имя Бога, то есть "Боги", в то время как Бог в единственном числе, (в каковом и полагается быть Единому Богу) - Эл.
Легенда о рождении Моисея во многих деталях повторяет предание о рождении аккадского царя Саргона. Папирус "Весткар" помогает полнее понять происхождение не только Моисея, но и всей иудейской религии в целом. Знаменитый мотив состязания двух религий по тексту Библии изобилует многими любопытными подробностями, для того чтобы можно было понять генезис образа Моисея. Так, едва Моисей предложил показать фараону свои чудеса, якобы происшедшие с ним на горе Синай, как последний мгновенно рассердился и назвал его гнусным обманщиком, который бежал когда-то от египетского рабства, а теперь хитро обставил свое возвращение и пытается фокусами и магическими представлениями ввести людей в заблуждение. С этими словами одновременно царь отдал приказ жрецам продемонстрировать Моисею те же самые "чудесные вещи", чтобы он убедился, что и в этой науке египтяне достаточно сведущи. Затем жрецы бросили свои посохи наземь, и они обратились в змей. Из чего следует, что вся премудрость Моисея не считалась оригинальной еще при его жизни, даже если и предположить, что он жил в действительности. Другое знаменитое чудо, когда Моисей ударил посохом по морю и оно раздвинулось, отступив перед евреями и дав им возможность удалиться по сухому пути, явно изобличает свое происхождение из другой сказки папируса "Весткар". В ней некий царевич Бауфра повествует о чародее Джаджаманхе, который, чтобы достать упавшую в озеро подвеску одной из гаремных див фараона, поднял половину вод и положил на другую, обнажив таким образом дно. Кода подвеска была найдена, по его заклинанию озеро приняло прежний вид.
Исследователь П.Монте справедливо показывает, что некоторые "казни", которым согласно Библии Бог Яхве подверг фараона и его подданных, имеют параллели в более ранней по происхождению египетской литературе, а именно: во втором сказании о царевиче Сатни-Хемуасе (сыне Рамзеса II). Так, окрашивание вод Нила в красный цвет заставляет вспомнить слова эфиопскогочародея Гора, сына негритянки, предрекающего своей матери: "Если меня победят, вода, которую ты станешь пить, сделается красной, как кровь, и пища, которую ты станешь есть, сделается красной, как кровь, и небо над твоей головой станет красным, как кровь". В том же сказании один из трех чародеев-эфиопов, разговор которых подслушал царь Менх-па-Ра, говорит своим друзьям: "Если бы дозволил Амон и если бы владыка Египта не мог меня покарать, я бы напустил свои чары на Египет и оставил народ Египта на три дня и три ночи без света". Таким образом получается, что "изобретатели" Библии просто приписали Моисею чудеса, которые были обычным делом для чародеев Египта.
Из "Истории Синухета" видны другие факты биографии Моисея. Герой повести Аменемхет I, объятый страхом, покидает родину. Моисей так же, боясь кары за убийство египтянина, обращается в бегство и направляется в Мадиан. Оба литературных героя, египетский и библейский, встречают радушный прием у бедуинов, оба берут в жены иноземок, с которыми живут счастливо и от которых имеют детей. Отечественный исследователь И.С.Кацнельсон остроумно резюмирует: "Таким образом, в некоторых эпизодах Библии Моисей, а затем и все постепенно сменяют сказочных волшебников папируса "Весткар", а сюжеты и мотивы их сказаний, развлекающих подданных фараонов, вошли, хотя и в значительно переработанном виде, в канон ветхозаветных книг".
Вот это действительно шок! Сказки, которыми фараон развлекал скучающих придворных, кому-то взбрело на ум превратить в целую религию, да еще и симулировать акт боговдохновленности: якобы сказки придумал сам Бог. И всем этим нам морочат голову вот уже две с половиной тысячи лет! Бедный род людской...[/spoiler]
Итак, уделим внимание некоторым чудесам, описанным в Ветхом Завете. Не секрет, что десять "казней египетских", которые, согласно Библии, "навел" Моисей, были довольно обычными явлениями в истории страны пирамид. Здесь бывают различные стихийные бедствия: дует ветер, несущий пыль пустыни, когда днем становится темно и "тьма скрепит на зубах"; иногда с севера приходят тучи с градом, побивающим посевы; бывает зацветание воды, которая становится похожей на кровь и непригодной для питья; бывают нашествия саранчи; эпидемии, поражающие людей и домашних животных. Библия предпочитает эти естественные катаклизмы объяснять чудесами.
В книге "Исход" рассказывается о чудесном переходе через Красное море, когда бог заставил воды моря расступиться, и народ Моисея прошел по дну, аки по суху. Египтяне устремились вслед, но внезапно нахлынувшая вода поглотила конницу, и, таким образом, преследователи, вместе с самим фараоном, погибли. На самом деле, участники Исхода не переходили непосредственно через Красное море - это более позднее добавление составителей Библии. Ибо только лишь в Новом Завете есть утверждение, будто речь идет именно о Красном море.
То самое море, которое перешли израильтяне, не замочив ног, упоминается в Ветхом Завете как "Ям-Суф", что в переводе с древнееврейского означает "море камыша". Но в море камыш не растет, зато в болотистых окрестностях лагун и пойм он произрастает в изобилии. На сегодняшний день установлен точный маршрут Исхода. Геологические исследования показали, что три тысячи лет назад западная оконечность Красного моря тянулась гораздо дальше на север, соединяясь с Горькими Озерами. Тогда там были мелкие поймы, перерезанные трясинами и узкими полосками суши, по которым и провел Моисей свой народ. Но египтяне на своих тяжелых колесницах увязли в болотах, а часть из них действительно могла утонуть, ибо там нередко дули сильные ветры, которые катили перед собой огромные валы воды, внезапно превращавшие отмели в предательские глубины. Однако, вопреки Библии, фараон Менрепта не утонул, а умер естественной смертью в преклонном возрасте. Это установили ученые, обнаружившие его мумию в одном из склепов.
Известно, что Моисей во время своего изгнания провел сорок лет на синайском полуострове и у местных жителей (мадианитян) научился тому, как сохранить жизнь в суровых условиях пустыни, степи и горных районов. Свои познания, добытые путем опыта, он затем использовал во время Исхода. Моисей повел свой народ из Египта в Землю Обетованную, путь к которой лежал через долгие сорок лет скитаний в пустыне. Однако его товарищи по скитаниям, которые на протяжении нескольких поколений привыкли к оседлой жизни в Египте и были новичками на Синайском полуострове, должны были принять за сверхъестественные некоторые действия Моисея.
Библия описывает сюжет, в котором бог беседовал с Моисеем через горящий, но не сгорающий куст (неопалимая купина). Однако известно, что такой куст существует, он и в наши дни встречается на Синайском полуострове и называется "диптам" или "куст Моисея". Это растение выделяет летучее эфирное масло, которое легко воспламеняется на солнце. И совсем нередко в жаркий день куст загорается голубовато-красным огнем. Об этом знают бедуины - жители пустынь и степей.
[spoiler]Известная читателям Библии "манна небесная" - разновидность тамариска, который в весеннюю пору выделяет сладковатую жидкость, быстро застывающую на воздухе в виде белых шариков, похожих на град. Местные бедуины с наступлением весны отправляются в степь собирать белые липкие шарики, как мы, жители средней полосы, собираем ягоды. Один человек может собрать за день полтора килограмма - количество, вполне достаточное для того, чтобы утолить голод. В арабских городах уличные торговцы и по сей день выставляют на продажу сладкую смолу тамариска под названием "ман".
В очередной раз народ Моисея смог избежать голода благодаря тому, что бог послал стаю перепелов, которых путники просто ловили голыми руками. Современные жители Синайского полуострова были бы весьма удивлены, если бы им сказали, что прилет этих птиц надо рассматривать как чудо. Весенней порой из глубин Африки в Европу тянутся огромные стаи перепелов. Измученные дальним путешествием, они садятся на Синайскую землю, ослабев до такой степени, что тамошние жители ловят их руками, не используя сети или силки.
Так же просто объясняется следующее чудо: у подножия горы Хорив Моисей ударил посохом по скале и оттуда брызнула чистая вода. Несмотря на длительную засуху, у подножия гор под хрупкой пленкой песка и извести обычно собирается дождевая вода. Достаточно разбить эту оболочку, чтобы добраться до воды и утолить жажду.
В Библии рассказывается, как путники во главе с Моисеем пришли в Мерру к родниковому источнику, но оказалось, что вода горька и непригодна для питья. Тогда Моисей бросил в источник какую-то веточку, и вода сделалась сладкой. Действительно, до сих пор вблизи Мерры существует горький источник, в воде которого содержится сернокислый калий. Местные жители опускают в эту воду ветку кустарника "эльвах": содержащаяся в соке растения щавелевая кислота заставляет сернокислый калий осесть на дно, и вода теряет свою горечь.
Наконец, настал исторический момент - израильтяне вступили на Землю Обетованную. Это событие в Библии так же отмечено чудом: река Иордан вздыбилась высокой стеной, и воды, находившиеся в русле, быстро стекли в Мертвое море. Дно обнажилось и, таким образом, израильтяне перешли реку, не замочив ног. После окончания переправы Иордан вернулся в свое русло. Описывая это событие, Библия упоминает "город Адам, который подле Цартана", у которого и остановились воды Иордана, который течет там по глубокому оврагу. Нередко скалистые стены обрушивались в русло реки и создавали плотину. Последний раз такое чудо свершилось в 1927 году - целые сутки дно Иордана оставалось сухим. Произошло это из-за землетрясения.
Несмотря на многовековую правку текстов, авторы Библии так и не смогли полностью удалить из нее факты, свидетельствующие о землятрясении: "Иордан обратился назад. Горы прыгали, как овцы, и холмы, как агнцы." (псалом 113, восходящий к преданиям эпохи Иисуса Навина); Так же пророчица Дебора говорит в песне победы: "Когда выходил ты, господи, от Сеира, когда шел с поля Едомского, тогда земля тряслась". Официальная теология также относит последнюю фразу к рассматриваемым временам.
Приведенные наглядные объяснения некоторых "библейских чудес", наверное, разочаруют многих читателей "Книги книг". Зато еще раз можно убедиться, что, как это ни банально, чудес не бывает. Пророчества же имеют "обратную преемственность", но об это - отдельная тема.
По книге З. Косидовского "Библейские сказания".
Дополнение по теме из книги "Преодоление Христианства"
автор - Владимир Борисович Авдеев.
Моисей был выгнан из коллегии египетских жрецов за убийство, однако же это не помешало ему популяризировать полученные им эзотерические знания и преобразовать их в совокупность своих поучений, которые ему "внушил сам Бог". Кроме того, история о его происхождении на свет больше напоминает сюжет детективного романа. Целью же его жизни, по собственному признанию, было выкрасть высшие знания, заключенные в храмах Египта, что ему и удалось. А государство, являвшее собой образец политического долголетия (около 5500 лет), прекратило существование как единое целое после того, как таинства мистерий Озириса легли в основу спасения избранного народа. В чем Моисею принадлежит бесспорное авторство, так это запрещении смешанных браков и широкомасштабном использовании страха в религиозных целях: "Народ пусть ждет и дрожит". Общеизвестно, что Моисей поклонялся Элохиму. Но беда как назло заключается в том, что это слово обозначает множественное имя Бога, то есть "Боги", в то время как Бог в единственном числе, (в каковом и полагается быть Единому Богу) - Эл.
Легенда о рождении Моисея во многих деталях повторяет предание о рождении аккадского царя Саргона. Папирус "Весткар" помогает полнее понять происхождение не только Моисея, но и всей иудейской религии в целом. Знаменитый мотив состязания двух религий по тексту Библии изобилует многими любопытными подробностями, для того чтобы можно было понять генезис образа Моисея. Так, едва Моисей предложил показать фараону свои чудеса, якобы происшедшие с ним на горе Синай, как последний мгновенно рассердился и назвал его гнусным обманщиком, который бежал когда-то от египетского рабства, а теперь хитро обставил свое возвращение и пытается фокусами и магическими представлениями ввести людей в заблуждение. С этими словами одновременно царь отдал приказ жрецам продемонстрировать Моисею те же самые "чудесные вещи", чтобы он убедился, что и в этой науке египтяне достаточно сведущи. Затем жрецы бросили свои посохи наземь, и они обратились в змей. Из чего следует, что вся премудрость Моисея не считалась оригинальной еще при его жизни, даже если и предположить, что он жил в действительности. Другое знаменитое чудо, когда Моисей ударил посохом по морю и оно раздвинулось, отступив перед евреями и дав им возможность удалиться по сухому пути, явно изобличает свое происхождение из другой сказки папируса "Весткар". В ней некий царевич Бауфра повествует о чародее Джаджаманхе, который, чтобы достать упавшую в озеро подвеску одной из гаремных див фараона, поднял половину вод и положил на другую, обнажив таким образом дно. Кода подвеска была найдена, по его заклинанию озеро приняло прежний вид.
Исследователь П.Монте справедливо показывает, что некоторые "казни", которым согласно Библии Бог Яхве подверг фараона и его подданных, имеют параллели в более ранней по происхождению египетской литературе, а именно: во втором сказании о царевиче Сатни-Хемуасе (сыне Рамзеса II). Так, окрашивание вод Нила в красный цвет заставляет вспомнить слова эфиопскогочародея Гора, сына негритянки, предрекающего своей матери: "Если меня победят, вода, которую ты станешь пить, сделается красной, как кровь, и пища, которую ты станешь есть, сделается красной, как кровь, и небо над твоей головой станет красным, как кровь". В том же сказании один из трех чародеев-эфиопов, разговор которых подслушал царь Менх-па-Ра, говорит своим друзьям: "Если бы дозволил Амон и если бы владыка Египта не мог меня покарать, я бы напустил свои чары на Египет и оставил народ Египта на три дня и три ночи без света". Таким образом получается, что "изобретатели" Библии просто приписали Моисею чудеса, которые были обычным делом для чародеев Египта.
Из "Истории Синухета" видны другие факты биографии Моисея. Герой повести Аменемхет I, объятый страхом, покидает родину. Моисей так же, боясь кары за убийство египтянина, обращается в бегство и направляется в Мадиан. Оба литературных героя, египетский и библейский, встречают радушный прием у бедуинов, оба берут в жены иноземок, с которыми живут счастливо и от которых имеют детей. Отечественный исследователь И.С.Кацнельсон остроумно резюмирует: "Таким образом, в некоторых эпизодах Библии Моисей, а затем и все постепенно сменяют сказочных волшебников папируса "Весткар", а сюжеты и мотивы их сказаний, развлекающих подданных фараонов, вошли, хотя и в значительно переработанном виде, в канон ветхозаветных книг".
Вот это действительно шок! Сказки, которыми фараон развлекал скучающих придворных, кому-то взбрело на ум превратить в целую религию, да еще и симулировать акт боговдохновленности: якобы сказки придумал сам Бог. И всем этим нам морочат голову вот уже две с половиной тысячи лет! Бедный род людской...[/spoiler]