За последнее время в России открыли почти 20 новых автосборочных производств. Однако статистика показывает, что пока отрасль работает на иностранцев. Цифры анализировал Игорь Моржаретто. Год 2013-й – далеко не самый успешный для отечественного автопрома. Практически все предприятия – как новые, так и старые – работали вполсилы. Платежеспособность граждан упала. В результате, по данным «АСМ-холдинга», производство легковых автомобилей в России за первые девять месяцев 2013 года сократилось на 3,2% – до 1 млн 391,4 тыс. штук. При этом выпуск отечественных моделей уменьшился на 14,6% (до 401 тыс.), а иностранных – вырос на 2,4% (до 990,5 тыс.). У иностранцев увеличились объемы сборки. Правда, в первую очередь за счет «отвертки» – успехи полноценной промсборки скромнее. Впрочем, и в тех случаях, когда заводы работают по такой системе, уровень локализации у большинства компаний совсем небольшой: 20–40%. Разве что у «Рено» локализация «Логана» и «Сандеро» перевалила за 70%. Но и тут есть одна тонкость, о которой далеко не все знают. В России работают заводы иностранных брендов по выпуску автокомпонентов, которые во многих случаях используют тот же принцип отверточной сборки. Тем не менее такие узлы считаются полностью сделанными у нас. Таким образом, проблема общей недоразвитости отечественной промышленности остается. Современных производств комплектующих нет, а то, что выпускается, обходится дороже, чем даже в Восточной Европе. То есть можно сколько угодно рапортовать, что создана новая отрасль, но правильнее было бы назвать ее автосборочной. А основная стоимость как раз создается в производстве комплектующих. Этой отрасли пока нет.
Проблема – в высоких ценах на электроэнергию и сырье, а также в особенностях климата нашей страны: отопление цехов тоже влетает в копеечку. При этом россияне хотят зарплаты выше, чем в Венгрии. Мало кто знает, но в советские годы Волжский автозавод окупился 60 раз! Помимо зарабатывания валюты он способствовал созданию новых отраслей. Для его нужд научились делать современные пластмассы и шины, наладили выпуск специального стального проката и высокооктанового бензина, создали производство комплектующих.
Сейчас большинство иностранных фирм собирает в России автомобили только для продажи на рынке РФ, о чем говорят цифры, которые представляет «АСМ-холдинг». В 2012 году в страну ввезли новых и подержанных автомобилей, а также комплектующих для сборки и запчастей на 112,5 млрд долл., и сумма эта с каждым годом растет (прирост за упомянутый год – 16,8 млрд долл.). Для сравнения: АВТОВАЗ, самый крупный производитель комплектующих и запчастей в РФ, в 2012-м изготовил их на сумму 5 млрд 719 тыс. руб. (или 173,3 млн долл.). В том же году в Россию ввезли 1,3 млн машинокомплектов только легковых автомобилей; АВТОВАЗ же продал 146 тыс. машинокомплектов трем российским и трем зарубежным сборочным производствам.
До серьезной локализации, если судить по этим цифрам, еще далеко.
За Рулем
На кого работает российский автопром
В начало страницы |
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
Дхо
Путешествия на ларгусе
Расход топлива
Подлокотник
Магнитола
Пробег
Доработки
Первые впечатления
Камера заднего вида
То1
Сетка в бампер
Диски
Видеорегистратор
Покупка ларгуса
Освещение салона
Электрика
Дтп
Ижевск
Чехлы на ларгус
Тюнинг
Динамики
Стоп сигнал
Дворники
Бокс на крышу
Шумоизоляция
Тюнинг фонари
Птф
Обратный клапан
Зимние шины
Тормозные колодки
Ларгус
Рация
Задние фонари
Тормоза
Установка салонного фильтра
Упоры капота
Коврики
Брызговики
Гбо
Освещение багажника
Фильтр салона
Автозвук
Пороги
Лада ларгус
Шины и диски
Рки-19
Подкрылки
Поездка на море
Светодиод
Ремонт
Уплотнитель капота
Парктроник
Моделька
То-1
Замена 5 передачи
Отзыв владельца
Полка багажника
Форсунки
Лампа ближнего света
Бачок омывателя