Рекомендации специалистов, как вести себя в гололед

  
Модератор
МедальГрамота
ростовская область
Сообщений: 4567
Хотя нынешняя зима не балует нас холодной погодой, какие сюрпризы ждать от нее в новом году, пока неизвестно. Нужно быть готовыми ко всему, поэтому напоминаем несколько нехитрых правил управления автомобилем в гололед.
В гололед машину может занести, даже если быть очень осторожным. Что делать, чтобы не попасть в ДТП?

Основным контраварийным приемом в условиях скользкой дороги является снижение привычной скорости на 5–10 км (например, с 80 до 60–70 км/ч) и увеличение дистанции до впереди идущего авто  — этим вы выиграете золотые доли секунды на принятие правильного решения в случае внезапного изменения дорожной обстановки.

Впрочем, занос может возникнуть даже в том случае, если водитель на небольшой скорости в 40–50 км/ч попадет одним колесом в яму, наедет на препятствие или ошибочно нажмет на тормоз в повороте.

Реагировать на занос нужно сразу, как только машина начала «рыскать» — тут же выравнивать траекторию резким, рывковым рулением в сторону заноса и возвратом рулевого колеса в исходное положение. Рулить в сторону заноса (влево-вправо) нужно до тех пор, пока траектория движения не выровняется. Если привод передний, можно немного добавить газу.

Руки должны постоянно находиться в верхнем секторе рулевого колеса. На скользкой дороге нужно использовать торможение двигателем — последовательное быстрое переключение с повышенной передачи на пониженную: с пятой или четвертой на третью передачу, а затем на вторую. На скорости ниже 60 км/ч в гололед лучше включать вторую передачу. Не следует нажимать на тормоз при повороте или заносе, а также катиться на «нейтралке». При приближении к «зебре» или остановке общественного транспорта лучше заранее перенести ногу с педали газа на педаль тормоза.

При экстренном торможении на прямой в автомобиле с ABS педаль тормоза нужно нажать как можно сильнее, а если ABS нет, то тормозить прерывисто (нажимать и отпускать педаль несколько раз, как можно быстрее), не допуская блокировки колес. Современные иномарки, как правило, всегда снабжены антиблокировочной системой, которая работает при помощи компьютера.

Когда какое-нибудь колесо блокируется, датчики передают в центральный компьютер сигнал, и он начинает самостоятельно растормаживать колесо (без участия водителя), очень быстро нажимая и отпуская педаль. Поэтому, когда  ABS срабатывает, создается впечатление, что педаль тормоза дрожит под ногой, ведь частота нажатий — до нескольких сот раз в секунду. Но при этом ABS позволяет автомобилисту контролировать машину. Если ABS в машине нет, что-то подобное придется делать самостоятельно, разумеется, частоты нажатия 100 раз в секунду достичь не удастся, но, потренировавшись, можно совершить до пяти нажатий.

Летняя привычка резко стартовать на зеленый зимой может привести к ДТП — на перекресток может вылететь машина, водитель которой ошибся с тормозами и пошел юзом.

И, наконец, водителю, который почувствовал, что едет по заледеневшей дороге, необходим соответствующий психологический настрой. Лучше к этому подготовиться заранее: посмотреть несколько роликов на тему поведения в экстремальной ситуации и потренироваться самому на закрытой площадке.

За Рулем
LADA LARGUS 7 LUXE RS0Y5-42-00L Серый базальт пробег >88500 км
Посетитель
Москва - Митино
Сообщений: 1581
раньше  "за рулем" был авторитетный журнал - а сейчас видимо пишут все кому не лень.
Вывод автомашин из заноса разительно отличается для классики или переднего привода - здесь все в одном флаконе.
Модератор
МедальГрамота
ростовская область
Сообщений: 4567
214:
раньше  "за рулем" был авторитетный журнал - а сейчас видимо пишут все кому не лень.
Кстати, похожий совет я видел недавно и на другом автосайте. Быстро не смог найти где.
214:
Вывод автомашин из заноса разительно отличается для классики или переднего привода - здесь все в одном флаконе.
Пока еще не доводилось попадать в занос на Ларгусе (три раза тьфу) и, если честно, после ВАЗ 2107 не уверен, что сразу сработаю правильно при заносе-выверну руль в противоположную от заноса сторону.
LADA LARGUS 7 LUXE RS0Y5-42-00L Серый базальт пробег >88500 км
Посетитель
Алтайский край
Сообщений: 11966
По этому поводу есть интересная серия опытов испытателей из АР;
Вот с каким рассказом недавно приехал на работу наш главный редактор, который ездит на переднеприводном автомобиле Volkswagen Passat 1.8T (зимой — на шипованных шинах Gislaved Nord Frost II 195/65 R15).
"Еду утром по подмосковной кольцевой "бетонке". Скорость — около 130, пятая передача, покрытие — ледок с надолбами замерзшей за ночь снежной каши. Впереди хорошо просматриваемый прямик, причем абсолютно свободный. Я, естественно, добавляю, тем более что уже опаздываю. Вдруг почувствовал, что задок слегка повело в сторону. Ерунда. Едва-едва подрабатываю рулем, чуть больше газа — и вперед. Я уже начал забывать об этом мелком недоразумении, как вдруг ни с того ни с сего задок стало заносить сильнее. Успеваю подкорректировать направление рулем и одновременно добавляю еще немного газку. Через несколько мгновений, после того, как колебания, казалось бы, прекратились, задок снова сорвался в скольжение, причем угол заноса уже был недетским. Отрабатываю рулем, жму на газ. И снова занос, уже в другую сторону. Едва успеваю крутить руль от упора до упора. А сам повторяю, как заклинание: газ, газ, только не сбрасывай газ! Скорость между тем увеличилась примерно до 150 км/ч, а автомобиль поочередно метет хвостом то левую, то правую обочины "бетонки". Какое счастье, что не было встречных!
Но и без них я был близок к отчаянию: конца-края колебаниям не было видно, и вылет на обочину уже казался неизбежным. И я решил, что уж лучше в кювет, чем продолжать борьбу со взбесившейся машиной. Ведь рано или поздно на дороге кто-нибудь появится! Хотя, если улетаешь на такой скорости с дороги, тоже велик шанс отправиться прямехонько на тот свет. Значит, нужно попытаться хоть чуть-чуть погасить скорость, пока машина еще на дороге. Тогда, быть может, уменьшится число переворотов через крышу и смягчится удар о первое дерево.
Каким-то чудом в очередной раз избежав вылета на левую сторону (машина шла практически поперек дороги, руль до упора влево, полный газ), я приготовился к завершению своего пути в правом кювете. И в тот короткий момент, когда автомобиль был примерно в центре проезжей части и смотрел носом вперед, я наступил на тормоз. О, боги! Колебания прекратились, и скорость упала до сотни...
В очередной раз кто-то обо мне позаботился. Спасибо".
Что послужило причиной для развития таких курсовых колебаний? Какими бы сложными ни были дорожные условия, это, бесспорно, следствие ошибки водителя. Возможно, он чуть резче, чем нужно, сработал газом, возможно, неосторожно дернул руль, чего-то не учел... В конце концов, он сам признался в превышении скорости, хотя прекрасно знал, что едет практически по голому льду! Значит, переоценил свои возможности. Но уверяет, что занос был спровоцирован замерзшими надолбами, которые образовали "косые колеи". Вполне возможно, тем более что в силу аэродинамических особенностей нагрузка на колеса задней оси с увеличением скорости падает, а это повышает вероятность заноса.Для нас же сейчас важно другое. Ясно, что от подобного развития событий не застрахован никто. А значит, нужно отвечать на вопрос: "Что делать?". А заодно разобраться — можно ли и нужно ли в таких ситуациях нажимать на педаль тормоза?
Эксперты Авторевю провели несколько сотен заездов по скользким закрытым трассам, имитируя развитие заноса на прямой дороге. Они анализировали последствия различных действий водителя. Экперименты проводились на переднеприводном автомобиле Volkswagen Golf, причем как с антиблокировочной системой тормозов, так и без нее. И вот какая получилась картина.
Почти во всех случаях опытным водителям удавалось быстро погасить курсовые колебания лишь с помощью руля и педали газа, а чаще — и без последней. Однако в данном случае действия экспертов вряд ли можно описать уже упомянутым правилом, предписывающим повернуть руль в сторону заноса. Нужно было очень быстро, как бы опережая уже начавшийся занос, повернуть руль в ту же сторону. Причем на точно рассчитанный, а точнее — прочувствованный угол. Ведь если руль недокрутить, то занос не прекратится. А если перекрутить, то может возникнуть "хлыст" — занос в другую сторону, но еще сильнее предыдущего. Помимо всего прочего, такая работа рулем очень сложна и физически. Немногие и не во всякой ситуации с ней справятся.
Если вы на такое способны — честь вам и хвала. Но учтите, что в экстремальной ситуации, когда навстречу несется грузовик, допустить ошибку может и опытный водитель. Тем более, что такие отклонения не обязательно происходят по законам гармонических колебаний: периодичность и амплитуда заносов могут самым неожиданным образом измениться. Например, из-за неоднородного покрытия. И тогда даже водители топ-класса с безупречным чувством ритма могут оказаться на грани фола.
В том случае, когда водитель работал только рулем, но при этом все же ошибался, автомобиль на втором, третьем или четвертом колебаниях разворачивался и либо уходил за пределы размеченной трассы в воображаемый кювет, либо, при удачном стечении обстоятельств, замирал на размеченной конусами проезжей части.А теперь точно таким же способом раскачиваем машину до начала глубоких заносов — и тормозим под стрекот АБС. Хм, интересно... Электроника честно стремится не только замедлить машину, но и позволяет направить ее туда, куда смотрят передние колеса. То есть, если хлопнуть по тормозам и одновременно продолжать рулить, автомобиль стабилизируется! Правда, рулем придется действовать более усердно, чем без применения торможения. Это объяснимо: во время работы даже самой современной высокочастотной антиблокировочной системы тормозов колеса все же на мгновения блокируются, и машина хоть и слушается руля, но все-таки не так охотно, как при отпущенной педали тормоза.
Хуже, если события развиваются по иному сценарию. Неопытный водитель, испугавшись заноса, бьет по тормозам и перестает рулить (речь идет по-прежнему о машине с АБС). Но даже такой расклад может оказаться меньшим злом, нежели "раскачка" машины без применения тормозов. Оснащенный АБС автомобиль с замершим в оцепенении новичком, закрутившись, может улететь на обочину. Ведь при "слепом торможении" скорость была намного меньше, чем при "свободном улете". И автомобиль остановился раньше.
Теперь все то же самое, но без АБС (мы ее отключили). Глубокий занос, раскачка. Педаль тормоза — в пол. Колеса блокируются. Автомобиль резко снижает темп вращения и переходит в неконтролируемое скольжение всеми четырьмя колесами. Плохо? Да. Но даже это лучше, чем продолжать раскачивать машину. Ведь блокировкой колес мы сразу же сбиваем колебания. Если теперь ничего не предпринимать и держать педаль тормоза нажатой (на поворот руля машина с заблокированными колесами все равно не реагирует), то автомобиль, продолжая медленно разворачиваться, довольно быстро остановится. Возможно, на обочине. Но очень вероятно, что и на проезжей части.
А вот если после начала бокового скольжения на четырех заблокированных колесах все же заставить себя отпустить педаль тормоза, то, скорей всего, вам уже будет проще восстановить контроль над машиной: ведь и скорость, и колебания погашены!
Попробуем подвести черту. Бороться с возникшим заносом, безусловно, надо. И главным оружием по-прежнему остается грамотная работа рулем. Но если поединок с колебаниями явно затягивается, а его итог начинает вызывать сомнения, то тут уж "не сникерсни, тормози!" Чем раньше, тем лучше. Да, велик риск оказаться на обочине. И все же этот риск гораздо меньше, чем тот, что связан с продолжением безуспешных попыток погасить нарастающие колебания "обычными" способами.
Этот совет мы в полной мере адресуем и новичкам, и опытным водителям.
ЗАНОС

Возможное развитие ситуации при различных действиях водителя

Без торможения

  
  Торможение с АБС
  


  Торможение без АБС
  


На основе этих схем может сложиться впечатление, что без торможения или при торможении с АБС автомобиль обязательно выносит на "свою" обочину, а при торможении без АБС — на встречную. Но это — лишь частный случай. Совершенно очевидно, что все будет зависеть главным образом от направления заноса, а также от момента начала торможения, дорожного покрытия и целого ряда других факторов.
На всех иллюстрациях начальный этап развития колебаний представлен совершенно одинаково. В нашем случае именно после этого водитель начинает корректировать движение, с торможением или без него. На схемах также видно, что на величину тормозного пути влияют как действия водителя, так и наличие или отсутствие антиблокировочной системы тормозов. Если автомобиль бесконтрольно вращается или скользит боком, то тормозной путь оказывается короче. Когда же водитель, не теряя контроля, все же восстанавливает устойчивость и удерживает автомобиль на своей полосе движения, тормозной путь несколько увеличивается. Тем не менее, последний вариант, конечно же, предпочтительней.
FSO15 - 02K платина
Посетитель
Алтайский край
Сообщений: 11966
vitos:
если честно, после ВАЗ 2107 не уверен, что сразу сработаю правильно при заносе-выверну руль в противоположную от заноса сторону.
И правильно сделаете. smile
FSO15 - 02K платина
Модератор
Медаль
Москва
Сообщений: 6705
Сколько видео видел с заносами на дорогах чаще всего они заканчиваются эффектом "хлыста", когда амплитуда раскачки резко растёт.
сходя из вышеизложенного экспертами Авторевю на Ларгусе лучше крутить руль и притормаживать, надеясь на снижение скорости и адекватность АБС?
Боишься, не делай. Делаешь, не бойся.
7 люкс платина, ГБО BRC+ чип от Паулюса + 0.738
Посетитель
МедальГрамота
V-donsk
Сообщений: 29869
Инженегр:
Ларгусе лучше крутить руль и притормаживать, надеясь на снижение скорости и адекватность АБС?
это верно для всех машин,не только для ларгусов...
ЛЛ-1.6-16кл.люкс,7мест.АИ-92, 5я -0.82 (кпп JR549)  +прицеп.
.....c пробега 315ткм- кпп JR551.
Пробег 405000км...с 08.2013г.
Модератор
Медаль
Москва
Сообщений: 6705
LarqusMen585:

это верно для всех машин,не только для ларгусов...

просто на переднем приводе рекомендут газку давать, чтоб из заноса выдти. но вот сколько видел видео, занос обычно заканчивается хлыстом и вылетом на обочину/разворотом.
вот вопрос, от чегл колебания развиваются? водитель слишком долго держит колеса вывернутыми? начинать выпремлять колеса надо в самом начале обратного движения?
Боишься, не делай. Делаешь, не бойся.
7 люкс платина, ГБО BRC+ чип от Паулюса + 0.738
Посетитель
Алтайский край
Сообщений: 11966
Инженегр:
вот вопрос, от чегл колебания развиваются?
alexei:
Нужно было очень быстро, как бы опережая уже начавшийся занос, повернуть руль в ту же сторону. Причем на точно рассчитанный, а точнее — прочувствованный угол. Ведь если руль недокрутить, то занос не прекратится. А если перекрутить, то может возникнуть "хлыст" — занос в другую сторону, но еще сильнее предыдущего.
FSO15 - 02K платина
Посетитель
МедальГрамота
V-donsk
Сообщений: 29869
alexei:
при торможении с АБС автомобиль обязательно выносит на "свою" обочину, а при торможении без АБС — на встречную.
выносило и с абс и без абс и на "классиках" и на "зубилах" ,и на свою обочину и на встречную и "завстречную", и задом и боком и передом, и тормозил и газовал все было -хочу сказать что каждый занос индивидуальный-одинаковых нет и что помогло тот раз, в этот не проходит,поэтому когда конкретно понесло и большая скорость- спасет лишь везение да господь БОГ(твои все навыки на третьем месте)
Редактировалось: 1 раз (Последний: 8 января 2014 в 23:03)
ЛЛ-1.6-16кл.люкс,7мест.АИ-92, 5я -0.82 (кпп JR549)  +прицеп.
.....c пробега 315ткм- кпп JR551.
Пробег 405000км...с 08.2013г.
Посетитель
Воронежская область
Сообщений: 86
рекомендация давать газку для выхода из заноса правильная,но без подготовки это сделать очень сложно потому что перебороть себя в экстренной ситуации на скорости редко у кого получается.для таких маневров нужно неоднократно тренироваться и доводить до автомата,и только тогда будет нужный эффект.а что касается ларгуса у него занос медленнее чем у других автомобилей за счет длинной базы поэтому его вытащить из заноса легче,но и угол разворота при котором его можно выровнять меньше.
Посетитель
МедальГрамота
V-donsk
Сообщений: 29869
alex:
давать газку для выхода из заноса правильная,
это относится только к переднеприводным машинам.
ЛЛ-1.6-16кл.люкс,7мест.АИ-92, 5я -0.82 (кпп JR549)  +прицеп.
.....c пробега 315ткм- кпп JR551.
Пробег 405000км...с 08.2013г.
Посетитель
Воронежская область
Сообщений: 86
это относится только к переднеприводным машинам.
совершенно верно,моя вина забыл уточнить.
Посетитель
Алтайский край
Сообщений: 11966
LarqusMen585:
при торможении с АБС автомобиль обязательно выносит на "свою" обочину, а при торможении без АБС — на встречную.
А теперь смотрим полную версию:
alexei:
при торможении с АБС автомобиль обязательно выносит на "свою" обочину, а при торможении без АБС — на встречную. Но это — лишь частный случай. Совершенно очевидно, что все будет зависеть главным образом от направления заноса, а также от момента начала торможения, дорожного покрытия и целого ряда других факторов.
Ну сколько можно говорить, не надо вырывать отдельные фразы из текста. facepalm
FSO15 - 02K платина
Посетитель
Алтайский край
Сообщений: 11966
alex:
рекомендация давать газку для выхода из заноса правильная
Правильная, но не всегда обязательная. В остальном полностью согласен. smile
FSO15 - 02K платина
Посетитель
МедальГрамота
V-donsk
Сообщений: 29869
я не вырывал- а написал обобщено о разных заносах,и сюда подошла бы любая фраза из вашего поста,просто взял про абс,хорошо поправлюсь:
alexei:
По этому поводу есть интересная серия опытов испытателей из АР;
переносить весь текст думаю нет смысла,взял заголовок.
Редактировалось: 2 раз (Последний: 9 января 2014 в 16:44)
ЛЛ-1.6-16кл.люкс,7мест.АИ-92, 5я -0.82 (кпп JR549)  +прицеп.
.....c пробега 315ткм- кпп JR551.
Пробег 405000км...с 08.2013г.
Посетитель
МедальГрамота
V-donsk
Сообщений: 29869
alex:
нужно неоднократно тренироваться и доводить до автомата,
когда понесло,про автомат забудешь!вернее сказать что делаешь все автоматически-но не всегда помогает.
Редактировалось: 2 раз (Последний: 9 января 2014 в 10:42)
ЛЛ-1.6-16кл.люкс,7мест.АИ-92, 5я -0.82 (кпп JR549)  +прицеп.
.....c пробега 315ткм- кпп JR551.
Пробег 405000км...с 08.2013г.
В начало страницы 
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.