Позади осталось жаркое лето, впереди холодные дни, в которые думать об охлаждении воздуха совсем не хочется, поэтому автовладельцы забывают о таком полезном приборе в автомобиле, как кондиционер. За тёплое время ему пришлось поработать, и перед зимой систему охлаждения лучше проверить и при необходимости почистить, чтобы приход весны не принёс разочарований неприятным запахом в салоне и невозможностью выставить комфортную температуру.
Кстати
Хладагентом в автомобильных кондиционерах является фреон. В настоящее время используют состав R-134a, а до этого применялся R-12, который уже запрещён из-за губительного воздействия на озоновый слой Земли. Кондиционер должен заправляться только тем фреоном, который использовался первоначально и его замена не допустима.Кондиционер в автомобиле работает по тому же принципу, что и холодильник, но устроен по-другому. Он представляет собой герметичную систему, заполненную хладагентом и специальным холодильным маслом, растворимым в жидком фреоне и не боящимся низких температур. Система состоит из нескольких элементов (испарителя, конденсатора, ресивера-осушителя, терморегулирующего вентиля (ТРВ) и вентилятора), которые соединены друг с другом шлангами и трубками. Давление в системе создаёт компрессор, контролируют его датчики, а всё вместе это управляется отдельным электронным блоком. В тёплое время года кондиционер понижает температуру в салоне, в сырую погоду весной, осенью и даже зимой он помогает бороться с запотевшими окнами, высушивая воздух.
В большинстве случаев отказы в работе кондиционера связаны с утечкой хладагента, испаряющегося через микротрещины и щели, которые со временем образуются в трубках, между уплотнителями и в радиаторе. Поэтому желательно контролировать давление в системе хотя бы в межсезонье, но не реже одного раза в год. Кроме своей основной функции, хладагент участвует в смазке деталей компрессора, который без неё тоже долго не протянет.
Признаки небольших неисправностей и их устранение
Явными, но не глобальными проблемами являются слабая вентиляция, медленное изменение температуры и неприятный запах. Если их вовремя заметить и устранить причину возникновения, то можно избежать гораздо более крупных неприятностей.
Причиной слабой вентиляции и, следовательно, запотевших окон является засорившийся фильтр очистки воздуха в салоне. Рекомендуется его замена каждые 15 тыс. км или по инструкции производителя. Ещё один повод — «пробуксовка» приводного ремня компрессора, что исправляется его правильным натяжением или заменой.
Долгое понижение температуры вызвано неэффективностью работы системы. Причина — забитые конденсатор (он находится за автомобильным радиатором и больше всего страдает от внешних загрязнений) и испаритель, площади которых недостаточно для охлаждения. Нужно удалить грязь механическим способом и проверить рёбра охлаждения на наличие повреждений и негерметичности.
Если кондиционер долго не использовался, то застоявшийся в системе воздух становится благоприятной средой для размножения бактерий, плесени и других микроорганизмов, которые и дают неприятный запах при включении. Нужно периодически запускать систему для «проветривания» и использовать антибактериальные средства.
Существует несколько видов промывки кондиционера, которые можно использовать самостоятельно. Химический состав вводится в систему через воздухозаборник и, промыв внешние детали, стекает через дренажное отверстие. Эти препараты также имеют дезинфицирующие и антибактериальные свойства. Если их применять периодически, то можно отложить глобальную чистку кондиционера и избежать неприятного запаха.
Поломка основных деталей системы
Причиной неожиданного и явного ухудшения работы кондиционера в первую очередь могут быть утечки. Их появление возможно в любом стыке из-за порванного изношенного шланга или щели в трубке. Проверить систему на наличие утечек можно визуально при помощи пенного раствора либо используя электронный или цветовой индикатор.
Нерабочее состояние системы также может быть вызвано её разгерметизацией, которая, в свою очередь, повлечёт замену ресивера-осушителя. Такое же действие возможно, если этот элемент забит мусором, накопившимся внутри системы.
Самый серьёзный ремонт грозит в случае поломки компрессора, его стоимость может доходить до 50 000 рублей. О том, что появилась проблема, может сигнализировать шум, возникающий из-за разбитого подшипника шкива, вне зависимости от того, работает кондиционер или нет. С его устранением лучше не затягивать, поскольку подшипник может заклинить или оборвать приводной ремень, передающий момент от двигателя автомобиля. Если от компрессора уже исходит грохот, то нужно немедленно прекратить его работу, пока механизм не развалился и не привёл к его замене, влекущей за собой промывку системы, замену масла и даже установку нового ресивер-осушителя и ТРВ. В любом случае при движении в сервис лучше отсоединить приводной ремень компрессора от двигателя.
Если компрессор не включается при положительных температурах, то возможны две основные причины. Первая — низкое давление в системе из-за утечки. Вторая, более общая — неисправность в электрике, которую диагностировать уже сложнее, но проще исправлять, если, например, дело в отошедшем контакте.
Профилактика
Продлить жизнь кондиционера может его правильное использование. Будь то климат-контроль, полуавтоматический или обычный кондиционер — всё зависит от правильной регулировки. При климат-контроле нужно просто выставить нужную температуру, и электроника сома создаст требуемый климат. При полуавтоматическом и простом кондиционере лучше на максимальном режиме вентиляции и охлаждения снизить температуру до желаемой и, оставив в этом положении терморегулятор, уменьшить интенсивность обдува. При первичном охлаждении салон быстрее остынет, если направить сопла воздуховодов вверх.
Кондиционер необходимо включать и зимой. Желательно использовать его хотя бы раз в месяц на несколько минут, но можно и чаще. Для того чтобы понять, заработало оборудование или нет, нужно протопить салон и включить максимальное охлаждение на приборах (режим Low или указатель вниз синей зоны), следя за показаниями тахометра. При включении кондиционера должны возрасти обороты. Если система не заработала, то в ней либо установлен датчик внешней температуры, и она просто не имеет права включиться, либо из-за холода не хватает давления в системе. Можно прогреть автомобиль в тёплом помещении или дождаться потепления и попробовать включить кондиционер ещё раз.
Для замедления коррозийных процессов, которые наиболее активны зимой при обработке дорог реагентами, нужно иногда промывать подкапотное пространство от солей. Это будет полезно не только системе охлаждения, но и всем остальным металлическим деталям. Только делать это нужно аккуратно и с минимальным давлением.
Автомобильные кондиционеры необходимо периодически заправлять. Это связано с тем, что, в отличие от бытовых холодильников, в которых все соединения сварены, в автокондиционерах соединители резьбовые с резиновыми уплотнителями. Они не могут абсолютно плотно удерживать хладагент, и его количество постепенно сокращается. Дозаправку следует производить раз в 1–2 года даже при отсутствии явных дефектов, и лучше это делать с соблюдением технологии и с использованием специального измерительного оборудования, так как неправильная заправка кондиционера грозит достаточно дорогостоящим ремонтом.
Ежегодно нужно проверять состояние системы кондиционирования. Это можно делать осенью, так как летом радиаторы и фильтры очистки воздуха салона больше всего забиваются пухом, насекомыми, пылью и мелким дорожным мусором. Или же делать проверку весной, когда перепады температур и длительное неиспользование прибора могли вызвать протечки.
И в заключение — ещё пара советов. При эксплуатации автомобиля с кондиционером полезно почаще проверять уровень масла в двигателе, охлаждающей жидкости в радиаторе, натяжение ремня привода агрегатов. Это связано с повышенной нагрузкой на двигатель, которую создаёт работающий кондиционер. Если система плохо работает, то в автомобиле повышается расход топлива, и чтобы избегать ежедневных трат, лучше привести кондиционер в порядок.
АиФ