
В абсолютных цифрах ноябрьский спад выразился в том, что за месяц было продано на 8595 штук новых легковых и легких коммерческих автомобилей меньше по сравнению с тем же периодом 2012 года.
А китайцы продают
Что любопытно, положительную динамику на фоне падающего рынка демонстрируют «китайцы» и премиум-бренды. Так, китайский Lifan по итогам месяца увеличил свои продажи на 28% (2340 шт. проданных автомобилей), Geely — +21% (2186 шт.), FAW и Haima также оказались в плюсе. Заметно хуже в ноябре обстояли дела у компании Chery, продавшей в России 1268 автомобилей (-8%) и у Great Wall, реализовавшей 1409 шт., что по сравнению с ноябрем 2012 года снижение составило на 18% (1409 шт.). Эксперты предполагают, что у последнего бренда негативную роль могла сыграть узкая направленность модельного ряда.
В самом Китае авторынок в ноябре вырос на 14,1% — до 1 млн 667 тысяч 600 единиц. Впервые с декабря 2012 года на ведущие позиции в Китае вышли японские автопроизводители. На долю японских автокомпаний приходится 19% китайского автомобильного рынка — больше, чем у немецких конкурентов.
Как отмечают эксперты, высокий рост продаж в Китае во многом обусловлен эффектом низкой базы. Росту китайского авторынка также способствует продолжающийся переезд населения в крупные города.
Премиальные марки не сдаются
Возвращаясь к России, стоит отметить, что среди премиальных европейских марок прибавка у Mercedes-Benz составила +17%, Audi — плюс 18%, BMW — плюс 33%, а Land Rover — плюс 36%. При этом «японцы» у нас как раз «проседают»: продажи Lexus и Infiniti снизились на 1 и 15% соответственно.
Больше всего в России упали продажи европейских марок. Существенный спад продемонстрировал бренд Volvo — минус 32% (есть нарекания к качеству автомобилей), UAZ — минус 30%, Peugeot — минус 21%, Ford — минус 20% и Chevrolet — минус 18%.
Среди отдельных моделей хорошо набирает New сeed от KIA, которая вышла на российский рынок в июле 2012 года, — ее продажи выросли на 76%. Активно продается также новая Toyota Corolla, стартовавшая в июле этого года, — плюс 60%, Nissan Qashqai — плюс 58% (распродажа остатков перед появлением обновленной модели, цена которой пока неизвестна), обновленная Toyota RAV4 — плюс 53% и отечественный внедорожник Lada 4×4 — плюс 47%. Стабильно высоким спросом пользуется Lada Largus, которая вышла на рынок в июле 2012 года, — плюс 110% в ноябре.
«Без сомнения, продажи на автомобильном рынке в целом продолжают снижаться, хотя и с чуть меньшей скоростью. Долгожданная стабилизация в терминах сравнения с тем же периодом прошлого года так и не наступила. Мы надеемся, что в декабре будет движение в этом направлении, и рынок покажет приличный результат под конец во всех смыслах трудного года», — описал ситуацию председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
Окончательные цифры продаж 2013 года и прогноз рынка на 2014 год Комитет автопроизводителей обещает представить в январе.
Пока же, как сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе ООО «Джи Эм Авто» (завод General Motors в Петербурге), с марта 2014 года предприятие переходит с трехсменного на двухсменный режим работы и увеличивает скорость конвейера для оптимизации производственных процессов. «Изменение производственного графика имеет технический характер, в связи с этим компания не предполагает сокращения персонала», — отметили на заводе.
Зимняя остановка производства на предприятии GM начнется 30 декабря 2013 года, а регулярное производство в три смены возобновится 13 января 2014 года. Как уточнили в пресс-службе компании, удлиненный зимний отпуск, по длительности превышающий общегосударственные праздники, связан с «обслуживанием производственного оборудования и расширением предприятия».
Кодекс автослесаря
Пока продолжается время затишья, Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала Кодекс поведения автопроизводителей и автодистрибьюторов на рынках продаж новых автомобилей и запасных частей к ним. Этот документ был официально представлен 6 декабря 2013 года в ходе пресс-конференции руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Игоря Артемьева и АЕБ, посвященной вопросам развития саморегулирования автомобильного рынка.
Кодекс поведения автопроизводителей и автодистрибьюторов был разработан АЕБ совместно с ФАС России. Он определяет основные принципы взаимодействия между участниками рынка. Его основная цель — формирование прозрачных недискриминационных правил. Участники АЕБ, присоединившиеся к кодексу, берут на себя обязательства придерживаться закрепленных в нем принципов.
«Кодекс поведения автопроизводителей закрепляет основные принципы реализации добросовестных и проконкурентных стратегий на рынке. Безусловно, это первый шаг к системным изменениям, и, для того чтобы такие изменения наступили, необходимо обеспечить исполнение его положений. Для этого антимонопольный орган будет осуществлять мониторинг реализации кодекса и в случае необходимости вносить соответствующие коррективы», — отметил начальник управления контроля промышленности и оборонного комплекса ФАС России Максим Овчинников.
Как мы выбираем автомобиль
В начале декабря в Москве состоялась конференция дилеров «Маркетинг на автомобильном рынке 2013», собравшая более 170 участников — аналитиков, маркетологов, дилеров.
В ходе работы секции «Анализ автомобильного рынка России. Где источник прибыли?» аналитическое агентство «Автостат» озвучило некоторые данные нового маркетингового отчета «Исследование потребительских настроений-2013. Чего хотят клиенты от автомобиля и дилера?».
Анкетирование, проведенное среди автовладельцев, купивших новые автомобили за последние 5 лет, выявило, что при принятии решения о приобретении нового автомобиля у россиян помимо прагматичных факторов немалую роль играют эмоции. Так, 26,4% россиян решаются на покупку нового автомобиля, потому что им надоел старый. 19,6% считают, что подошел срок для продажи по приемлемой цене. На третьем месте — поломки, аварии (16,3%), на четвертом — смена работы (10,4%). Для сравнения: в Европе согласно последним исследованиям в этой области 50% автовладельцев меняют свой автомобиль, только когда он выходит из строя или ломается.
При покупке нового автомобиля и мужчины, и женщины в России в первую очередь обращают внимание на его стоимость. «Важность» этого фактора женщины в среднем оценили в 4,4 балла из 5, а мужчины — в 4,3. На второе место и те, и другие поставили внешний вид и дизайн (4,4 и 4,1 балла). На третье место женщины поставили расход топлива (4,2), а мужчины — ходовые качества и проходимость автомобиля (4).
Менее важной при покупке нового автомобиля для респондентов оказалась близость дилерского центра (ее автовладельцы оценили в среднем в 2,8 баллов) и текущие выгодные предложения дилеров (2,6 балла).
В «Автостате» выяснили, что при покупке нового автомобиля 35–47% российских автовладельцев опираются только на собственное мнение, 15–25% — на мнение родственников, 13–26% — пользуются советами автолюбителей на интернет-форумах. Причем при покупке автомобилей китайских брендов потенциальные покупатели чаще, чем при покупке других автомобилей, заходят на форумы и интересуются мнением других владельцев, видимо, потому, что китайские бренды относительно недавно появились на российском рынке.
Возможность выбирать дилера при покупке авто была у 71% покупателей российских автомобилей, у 56% покупателей иномарок массовых брендов, 62% покупателей иномарок премиум-сегмента и 47% покупателей китайских автомобилей. Те, у кого такой возможности не было, в качестве причин назвали отсутствие салона дилера в черте города либо наличие нужной комплектации была только в конкретном автосалоне.
Интересны также критерии, по которым люди выбирают себе продавца автомобилей. Удобное расположение автосалона и наличие парковки считают важным фактором 20–22% потенциальных покупателей. Положительные отзывы о работе салона важны более чем 20% респондентов. При этом для
покупателей китайских автомобилей этот критерий оказался менее важен (14,5%), чем для покупателей иномарок премиального сегмента (25,7%). Покупатели китайских автомобилей более важным критерием считают расположение салона в черте города (30,2%), тогда как любителям иномарок премиального сегмента этот фактор практически не интересен (10,2%). Но зато для состоятельных приобретателей авто более важна компетентность сотрудников автосалона (18,1%).
Примерно 50% респондентов при покупке нового автомобиля готовы выходить за пределы ценового диапазона, который планировали изначально. В большинстве таких случаев оказывается, что покупатель в итоге выбирает более дорогую комплектацию или устанавливает дополнительное оборудование: 63,5% покупателей российских автомобилей выбрали более дорогую комплектацию, а владельцы иномарок (42–44%) выбрали либо более дорогой класс автомобиля, либо более дорогую марку.
Приятно, что автопроизводители и продавцы в целом не обманывают ожидания своих клиентов. У 97% покупателей ожидания от покупки автомобиля в основном оправдались. Наибольший процент удовлетворенности и самим автомобилем, и работой дилера, и дальнейшим прохождением ТО показали женщины и молодые люди в возрасте 18–25 лет: по 5-балльной шкале средний процент удовлетворенности у тех и у других составил 4,1 балла. Вероятнее, это происходит потому, что женщины более эмоциональны и меньше разбираются в технике, а значит, изначально предъявляют меньше требования к автомобилю. А у многих молодых людей в возрасте 18–25 лет купленный автомобиль является первым, а значит, притязаний к техническим характеристикам у них также меньше.
Дилер — враг
Исследователи попросили автовладельцев по пятибалльной шкале оценить качество дилерского обслуживания: квалификацию персонала, сроки выполнения работ, оперативность записи на ТО, стоимость работ и т. д. Оказалось, что наличие удобного подъезда и парковки автовладельцы воспринимают, скорее, как должное и даже не записывают эту характеристику в достоинства того или иного дилера. Больше всего люди не удовлетворены сегодня стоимостью работ (3,28 по 5-балльной шкале).
Многие автовладельцы (от 32 до 65% в зависимости от бренда автомобиля) сегодня не доверяют работе дилерских центров и, обращаясь к ним, испытывают какие-либо опасения. На первом месте из этих страхов — вероятность навязывания дополнительных работ, на втором — отсутствие нужной компетенции. Далее в перечне — боязнь некачественных материалов и подмены качественных деталей на некачественные. 5–8% автовладельцев, отдавая автомобиль в ремонт, опасаются на длительное время остаться без средства передвижения, а 3–7% боятся, что автомобиль во время ремонта повредят. Исключение составляют автомобили премиум-сегмента: за их повреждение опасаются всего 1% автовладельцев. В целом же не доверяют работе сервисных центров около 2/3 владельцев российских и китайских автомобилей. А вот по иномаркам премиального сегмента ситуация обратная — 2/3 клиентов полностью доверяют своим автослесарям.
Европа пересаживается на велосипед
Огромные цены на топливо, налоговый прессинг и назойливость экологов заставляют европейцев отказываться от автомобилей в пользу велосипедного транспорта. По данным BBC, в прошлом году в 26 европейских странах велосипеды вытеснили привычные машины.
С одной стороны, это очевидный плюс. Население Европы становится здоровее и целее (снижается уровень дорожного травматизма), уменьшаются вредные выбросы, улучшается экология и исчезают пробки. Но, с другой стороны, от этого страдает европейская экономика: промышленные предприятия терпят серьезные убытки, сокращают своих работников и переносят производство в Азию и Латинскую Америку.
При этом еврочиновники, заявляющие о кризисе на европейском автомобильном рынке, сами же регулярно повышают в своих странах стоимость владения личным автотранспортом, увеличивая налоги, вводя платные дороги и всячески агитируя население бороться за чистоту окружающей среды.
Другой возможной причиной ухода от привычного автотранспорта является банальное желание европейцев сэкономить. Тем более что в большинстве городов Европы климат вполне располагает к поездкам на велосипеде, а работа общественного транспорта не вызывает никаких нареканий. Во многих случаях добраться на работу или в гости на автобусе действительно бывает и дешевле, и комфортнее, и проще.
Показателен средний возраст европейцев, приобретающих свой первый автомобиль. В Германии, например, он равен 40–45 годам. Машинами люди в основном обзаводятся после женитьбы и появления детей, а также в результате переезда за город.
Наряду с внедрением более строгих правил для автомобилистов в ЕС активно поддерживаются все начинания, связанные с развитием велопрокатов. Теперь велосипедная станция уже перестала быть приметой столицы или крупного города: даже небольшие населенные пункты активно развивают у себя этот бизнес.
В итоге если раньше велосипедными столицами Европы считались Копенгаген и Амстердам, то сейчас выделить страну-лидера в этом вопросе уже не так-то просто. В прошлом году в Италии впервые со времен Второй мировой войны продажи велосипедов обогнали продажи автомобилей. В 2012 году в этой стране было куплено 1,6 млн велосипедов и 1,4 млн машин: наихудший показатель для автопроизводителей начиная с 1964 года. В Британии в 2012 году было продано 3 млн велосипедов и всего 2 млн машин. В одном только Лондоне за последние 10 лет рост велотрафика составил 66%: в день там совершается до 500 000 поездок на велосипедах.
Продажи автомобильного транспорта превосходят продажи велосипедов только в Бельгии и Люксембурге. Но вряд ли эти две небольшие страны способны серьезно повлиять на общеевропейский автомобильный рынок. Похоже, автопроизводителям в Европе в ближайшие годы опять придется несладко: точка опоры автомобильных продаж все увереннее смещается в Китай и Латинскую Америку.
Алексей Земцов
Финансовая Газета