Но давайте посмотрим на диагнозы отдельных «пациентов нашей больницы». Главный якорем для роста стал АвтоВАЗ, который в сентябре не досчитался более 10 000 проданных автомобилей, что составило 20% по сравнению с сентябрем 2012 года. А потянули вниз Тольяттинский гигант Kalina (минус 43% в сентябре и 49% с начала года) и Priora (минус 73% в сентябре и 53% с начала года). Совокупное падение этих моделей смогло перевесить впечатляюще растущие продажи Granta и Largus. Спасти автогиганта сможет, как всегда, государство, которое летом одобрило заводу кредит, а теперь вновь развернуло программу льготного автокредитования, от которого АвтоВАЗу явно достанется самый большой кусок. Подорвать планы завода могут утвержденные в первом чтении Госдумой пошлины утилизационного сбора для предприятий, которые собирают машины внутри страны. Если сбор утвердят окончательно, то цены на те же Lada обязательно повысятся (но не обязательно, по сведениям АвтоВестей-vitos).
Пресс-центр завода прокомментировал спад продаж стагнацией в экономике: «Снижение уровня продаж автомобилей Lada — следствие общего замедления экономики. Из-за этого люди стали покупать меньше дорогостоящих товаров длительного пользования, в том числе и автомобилей». Но почему же тогда смогли вырасти некоторые другие производители? Хотя далеко не все...
Не ВАЗом единым
Chevrolet потерял в сентябре 13%, а за 9 месяцев уже 17% — не смог новичок Cobalt стать адекватной заменой проверенному Lacetti, да и с выходом на рынок маленького кроссовера под названием Tracker американцы задерживаются. Ford показал минус 29% только в одном сентябре. Главный воин «голубого овала» — Focus — недосчитался 40% по сравнению с сентябрем прошлого года! Можно, конечно, сказать, что статистика АЕБ считает отгруженные дилерам машины, а не конечные продажи — Ford мог просто в июле-августе завалить дилеров «Фокусами» и в сентябре значительно сократить поставки. Однако продажи Focus по итогам года тоже не радуют — минус 26%. В результате с недавних пор производство на заводе во Всеволожске было переведено с трехсменного на двухсменный режим работы. Также завод планирует сократить порядка 400 человек.Минус 12% у Skoda (и −10% с начала года) можно объяснить лишь обновлением Октавии. Чехи не смогли грамотно сделать переход от старой модели к новой, в итоге в шоу-румах дилеров стоят лишь дорогие машины с ценой в районе миллиона. Заказанные сейчас «Октавии» придётся ждать покупателям до нового года, да и множество опций и цветов окраски кузова пока недоступны. Ситуацию обещают исправить уже в ближайшем будущем. И следующий год будет для чехов удачным, ведь, помимо ожидаемых устранений проблем со сборкой Octavia, к нам уже начинает поступать обновленный Superb, а к концу года ожидается и рестайлинговый Yeti. Кроме того, на 2014 год намечен выход бюджетной модели Rapid.
Неожиданно сильно просел Mitsubishi, на целых 20%. Компанию сейчас, по сути, тянет к положительным цифрам лишь обновленный Outlander, который народ разбирает как горячие пирожки. Но он один не справляется, и японцам давно пора обновлять Lancer, который явно задержался на конвейере. Французский дуэт Peugeot Citroen выдал 34% и 14% падения в сентябре и 24% и 15% с начала года соответственно. C-Elysee и С4 седан явно не справились с возложенной на них миссией. И если Peugeot попробует улучшить свои продажи за счет скорого выхода нового «308-го», то у Citroen припасенных козырей в рукаве пока не видно.
Но не все компании по итогам сентября показали отрицательные результаты. Есть и те, кто улучшили свои показатели по сравнению с прошлогодним, рекордным годом.
Снимающие сливки
Главным триумфатором сентября стал, конечно, Renault, который прочно облюбовал второе место на российском пьедестале продаж. Сентябрьское плюс 23% вылились уже в 12% годового роста. Сильнее растут лишь премиум-сегмент, да китайцы. Ничего удивительного нет — на Duster по-прежнему дикие очереди, хотя и они позволили ему занять 4-е место среди самых продаваемых моделей в России (в наличии есть только Duster в богатых комплектациях). А это ведь автомобиль класса SUV! Хотя, может быть, мы зря этому удивляемся? «Локомотивом российского авторынка по-прежнему являются кроссоверы», — комментирует Михаил Фадеев руководитель пресс-службы автохолдинга «РОЛЬФ». — Доля кроссоверов на российском рынке по итогам 9 месяцев составила 36,5%». Да и в списке 25 самых продаваемых моделей уже 8 машин, которые относятся к сегменту SUV! На пятки французам наступают корейцы. Kia с Hyundai прибавили 4 и 3% с начала года и 9 и 13% в сентябре. Причем у той же Kia в списке лучших сразу три модели! Это Rio, cee’d и Sportage.Toyota хоть и имеет с начала года минус 2%, но к концу 2013 должна показать «положительный баланс». Ведь RAV4 отлично продается, Camry лидирует в своем классе, плюс, дилеры получили новые Corolla. И пусть цена у них совсем не демократичная, но покупать будут. Это же «Тойота». C премиумом, на первый взгляд, все в порядке — Mercedes-Benz и BMW прибавили по 20%. Но у Audi падение на 2%! Неужели и здесь становится тесно? Японские компании тоже намекает на возможную стагнацию этого сегмента, с плюс 2% у Lexus и минус 7% у Infiniti с начала года. И куда только хочет влезть Acura?
Отдельно стоит сказать про китайцев. Они бросают вызов всему нашему рынку. Судите сами: Geely — плюс 64% по итогам 9 месяцев 2013 года, Lifan — плюс 29%, Great Wall — плюс 57%. А ведь большая часть их машин тоже попадают под программу утилизации, и от них можно ожидать еще более впечатляющих цифр в ближайшие месяцы. Браво, Поднебесная, браво!
Чуть хуже, чем раньше
«По сравнению с предыдущими месяцами кривая продаж поползла вверх. Однако по сравнению с прошлым годом рынок не показывает достаточной стабильности, которая должна быть основной для умеренного роста», — резюмирует итоги Йорг Шрайберг.Редактор раздела «Автомобили» портала «Газета.ру» Евгений Шипилов добавляет: «В целом этот год закончим с меньшими показателями, чем в прошлом. Однако сейчас пошло замедление падения рынка. Объясняется это возвращением программы льготного автокредитования, которой уже воспользовались 100 тыс. россиян. Кроме того, дилеры начинают предлагать хорошие скидки, так как изначальные планы на год были более оптимистичными». С ним не согласен Андрей Гречанник, спец. корр. «Комсомольской правды»: «Ситуация на авторынке тревожная. И прогноз может быть только неутешительным: продажи в ближайшее время будут плавно падать из-за общего замедления развития экономики в стране. Годовой результат продаж новых легковушек будет ниже прошлогоднего на 5-7%». Но не надо отчаиваться. «Для покупателей, пока это скорее плюс, поскольку из-за обострения конкуренции дилеры будут охотнее давать скидки», — продолжает Андрей Гречанник.
«Главный индикатор авторынка — спрос на массовые модели. Дело в том, что в сентябре уже вовсю работала программа субсидированного автокредитования, рассчитанная как раз на поддержку потребительского спроса в бюджетном секторе. Но что мы видим? „Упали“ в продажах марки, поставляющие бюджетные модели: Lada, Chevrolet, Ford, Skoda, Daewoo. Да, некоторые компании растут. Но и они ощущают сложности. Все это говорит о том, что пока авторынок не пришел в состояние стагнации, но производителям теперь приходится предпринимать больше усилий для продаж. Потребитель все еще платежеспособен, но стал более избирательным», — заключает Андрей Гречанник. Автомобильный эксперт Сергей Асланян видит в падении доступных моделей старую истину: «Первыми в кризис беднеют бедняки». Какие же у нас есть запасы для роста? Кредиты! В этом году кредитный рынок поглотил уже более 50% продаж новых автомобилей. «Уже половина машин сегмента люкс покупается в кредит или по лизинговым программам», — отмечает Евгений Шипилов. Это подтверждает и Михаил Фадеев: «Доля кредитных автомобилей в общем объеме реализации в „РОЛЬФ“ за 9 месяцев превысила 50%, что практически на 10% пунктов выше, чем в январе-сентябре 2012 года.
Сами эксперты АЕБ предсказывают, что в олимпийский 2014 год мы вступим с итоговым минусом в 5,1% (2,79 миллиона автомобилей в 2013 против 2,94 миллиона в 2012). Но Сергей Асланян напоминает: „статистика АЕВ не имеет отношения к продажам. В ней указано количество машин, переданных дистрибьютором своему дилеру, а не дилером конечному покупателю“. Так что эти миллионы дилерам еще предстоит продать.
Авто.Майл.ру