Статья из "Липецкой газеты" о мытарствах покупателя Ларгуса у дилера "Торговый дом Аист"
http://www.lpgzt.ru/aticle/31887.htm«Ларгус» его мечты
Такие факты в наше время встречаются не столь уж редко. И документы у фирмы, с которой вы заключили договор, в полном порядке, и репутация вроде бы сомнений поначалу не вызывает. После теплого приема и дружеских рукопожатий в момент передачи денег за тот или иной товар вас не оставляет мысль, какие чуткие люди работают в фирме.
А спустя какое-то время вы начинаете настойчиво добиваться возбуждения против обаятельных бизнесменов уголовного дела по статье о мошенничестве, которое они, естественно, отрицают, ссылаясь на то, что имела место всего лишь «техническая причина» невыполнения заказа.
И самое обидное, стражи порядка порой верят в «техническую причину» и, не докапываясь до тонкостей, не исследуя все обстоятельства, «потчуют» автора заявления в правоохранительные органы отписками.
Именно с такой ситуацией столкнулся житель Усмани Виталий Новиков (имя и фамилия по его просьбе изменены). Историю своих злоключений он подробно изложил в жалобе в «Липецкую газету».
Виталий Новиков — заядлый автолюбитель, и у него возникли самые теплые чувства к руководству ВАЗа, когда тот приступил к выпуску новой автомашины LADA-LARGYS. Стоимость ее была значительно ниже марок такого же класса — всего 438 тысяч рублей.
— Я следил за производством новой машины, хотелось первым заполучить ее в свое пользование, поэтому еще в феврале 2012 года встал в виртуальную очередь на «Ларгуса» во всех автосалонах, являющихся официальными дилерами ВАЗа, — пишет автор жалобы.
Очередь практически стояла на месте. Поставки в торговую сеть были совсем незначительными. И вдруг — сюрприз. 25 августа 2012 года Виталию Новикову позвонили из расположенного в Липецке автоцентра торгового дома «Аист», сделав заманчивое предложение. Ему продадут «Ладу-Ларгус» в течение трех месяцев, то есть до 30 ноября, если он внесет предоплату в размере 80 процентов ее стоимости. При этом четко было сказано: речь идет об автомашине, которая уже имеет VIN (индивидуальный номер). А это означает, что автомобиль уже сошел с конвейера и дело только за его доставкой в Липецк. Ясно, что трех месяцев для этого более чем достаточно.
Виталий Новиков чувствовал себя на седьмом небе от счастья. 28 ноября у него день рождения. Вот это подарок будет к именинам! Правда, требуемой для предоплаты суммы у него не имелось. Но проблему эту он решил. 100 тысяч рублей занял у товарища. А остальную сумму взял под высокий процент в банке. Но предварительно все же собрал определенную информацию о дилере. Прочитав в Интернете, что ООО «Торговый дом «Аист» работает на рынке без нареканий десять лет, усманец успокоился. И отправился к своим будущим партнерам.
В «Аисте» его встретили радушно, показали договор, который оказался без всяких хитрых «штучек» наподобие очень мелкого шрифта или отсылок к другим документам.
Окончательно поверив в обещанное, автолюбитель подписал договор и заплатил в кассу 350 тысяч рублей.
Однако обещанного подарка к своему дню рождения Новиков не дождался. Более того, окончательно испортила ему настроение ошеломляющая новость. Выяснилось, что автосалон продан и у него теперь другой владелец. Усманец отправился к новому директору «Аиста» Александру Некрасову требовать назад предоплату. Вместо этого получил гарантийное письмо о продлении договора.
Однако такие условия Новикова уже не устраивали. Сначала он попытался урегулировать конфликт в досудебном порядке, направил дилеру претензию, в которой просил кроме возвращения предоплаты выплатить еще и неустойку. Ответ директора автосалона был краток: «В связи с тем, что ОАО «АВТОВАЗ» не может предоставить автомобиль «LADA LARGYS» комплектация люкс RSOY5-42-OOL на сумму 438300 рублей по техническим причинам ООО «Торговый дом «Аист», последний не может предоставить автомобиль Виталию Новикову (фамилия изменена) и вернуть денежную сумму, указанную выше».
Не оставалось ничего другого, как вынести конфликт на рассмотрение служителей Фемиды. В суде г. Усмани Виталий Новиков подробно изложил свою позицию. Сказать в ответе на претензию, что «Лада Ларгус» не поставлена с завода в торговый дом по технической причине — это ничего не сказать. В чем суть этой самой «технической причины»? Более того, ссылка на нее вообще несостоятельна, так как речь в договоре шла об автомашине, которая сошла с конвейера и уже имела индивидуальный номер.
Объяснить, почему договор с клиентом оказался грубо нарушен, представить не «филькину грамоту» со ссылкой на неведомую «техническую причину» срыва поставки автомашины с завода, но аргументированное, развернутое изложение ситуации должен был представитель «Аиста». Но он на процесс не явился. Более того, своих возражений относительно заявленных исковых требований не представил.
Суд принял решение взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Аист» в пользу истца сумму предварительной оплаты за автомобиль в размере 350 тысяч рублей, 84 тысячи рублей неустойки и компенсацию морального вреда в размере 5 тысяч рублей. Кроме того, ответчик за пренебрежительное отношение к выполнению договорных требований оштрафован на 217 тысяч рублей.
Казалось бы, Виталий Новиков своего добился. Но, увы, до сих пор указанной в судебном решении суммы он не получил. Хотя соответствующая работа с ответчиком проводится. 28 февраля 2013 года Правобережный районный отдел судебных приставов г. Липецка принял постановление о возбуждении исполнительного производства, но оказалось, взыскать всю сумму сразу невозможно. Погашение долга идет мизерными шагами.
Между тем Виталия Новикова продолжал волновать вопрос, что кроется за срывом поставки «Лады Ларгус». Действительно ли «техническая причина» или что-то другое? В свое время он пытался это выяснить, отправил через Интернет по системе обратной связи на сайт предприятия вопрос: где находится обещанный ему автомобиль с индивидуальным номером 0703956? Не продан ли кому-либо еще? Ответ получил странный. О нахождении автомашины, о том, продана она или нет — ни слова. Зато содержался совет обратиться к дилеру… по поводу продления договора.
Заподозрив в действиях дилера мошенничество, Виталий Новиков обратился в полицию с заявлением о возбуждении уголовного дела. Стражи порядка ограничились беседой с директором «Аиста» Александром Некрасовым, который заявил: подвел завод, не поставил автомобиль. Этим проверка заявления и ограничилась. В возбуждении же уголовного дела было отказано с пояснением, что «составом преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ, является прямой умысел на хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотреблением доверием, что материалами дела не подтверждается».
Какими материалами? В постановлении лишь ссылка на беседу с директором «Аиста».
Выходит, достаточно опросить подозреваемого, и дело можно закрывать? Если восторжествует такая практика, у нас на бумаге вообще скоро не будет преступности. Не случилось ли так, что «Лада Ларгус» продана кому-то другому после того, как за нее была получена предоплата от жителя Усмани? Разве получить деньги от одного человека, а товар продать другому — это не прямой умысел на криминальное деяние?
Естественно, Виталий Новиков обжаловал вынесенное постановление в прокуратуру. Восторжествуют ли справедливость и закон? Сказать трудно. Позиция дознавателей, мягко говоря, удивляет. Похоже, в данном случае полицейская проверка получилась формальной. Права пострадавшего оказались незащищенными.
P.S. Тем временем история с пропавшей «Ладой-Ларгус» получила свое продолжение. Вот что сообщил корреспонденту исполняющий обязанности прокурора Правобережного района г. Липецка Александр Хвостов:
— После проверки жалобы мы отменили постановление полиции об отказе в возбуждении уголовного дела. Причиной послужили допущенные стражами порядка недоработки. Чтобы прийти к объективному выводу, отсутствуют или нет в действиях работников Торгового дома «Аист» признаки состава преступления, предусмотренного статьей о мошенничестве, полиции необходимо было получить сведения о судьбе машины с самого завода. Такие сведения запрошены не были. Если же в нарушение договора ВАЗ не поставил автомобиль, то это должно быть не голословное, а подтвержденное документально утверждение. В этом случае потерпевший получает право обратиться с иском в суд.
Источник: http://www.lpgzt.ru/aticle/31887.htm