Принцип устройства кондиционера вполне согласуется с постулатами школьного курса физики.
Работа автомобильного кондиционера основана на том, что радиатор-испаритель отбирает теплоту у воздуха в салоне и отдает хладагенту, который доставляет ее в радиатор, находящийся снаружи, в воздушном потоке. Хладагент остывает – и так далее. А циркуляцию хладагента обеспечивает компрессор. Понять, для чего понадобилась такая схема, поможет школьная физика.
АГРЕГАТНОЕ СОСТОЯНИЕ
Автопроизводители используют две конструктивные схемы. На рис. 1 и 2 показано, что происходит при использовании наиболее распространенной – с терморегулирующим вентилем (расширительным клапаном).
Рис. 1. Состояние хладагента в кондиционере:
А...B – сжатие в компрессоре;
B...C – охлаждение в конденсоре;
C...D – процессы в расширительном клапане или нерегулируемом дросселе;
D...A – процессы в испарителе, переход жидкого хладагента в газ. Кривая линия – граница между жидкостью и газом.
Компрессор приводится от двигателя ремнем через электромагнитную муфту. Откачав прохладный газообразный хладагент из испарителя и сжав в горячий газ высокого давления (А...В на рис. 1), он подает его в конденсор, установленный перед радиатором охлаждения двигателя. Здесь, отдав лишнюю теплоту наружному воздуху (В...С), газ конденсируется в жидкость, которая поступает в ресивер-осушитель. Последний – это заслон на пути газообразного хладагента, резервуар для жидкого и поглотитель влаги. Из ресивера хладагент идет в расширительный клапан, за которым его давление падает (C…D), – и далее, внутри испарителя, при достаточно низкой температуре он кипит, поглощая теплоту салонного воздуха (D…A). Наконец, прохладный пар низкого давления засасывается компрессором. Круг завершен! Добавим лишь,что клапан соединен с входом и выходом испарителя. Обратная связь согласует расход хладагента с заданной температурой в салоне. На рис. 3 система с нерегулируемым дросселем – капиллярной трубкой постоянного сечения. Расход хладагента неизменен. Но если он будет вытекать из испарителя жидким, то повредит компрессор, – поэтому перед компрессором встроен аккумулятор-осушитель. Он пропускает газообразный хладагент, жидкий – доиспаряет, а влагу задерживает.
Увы, от болячек кондиционер не застрахован. Сразу отметим: эта система не из тех, куда можно лезть, вооружившись смелостью и пассатижами. Главная проблема в том, что система герметична, то есть попадание внутрь воздуха или утечка хладагента наружу – явления неприемлемые. Раньше или позже их придется устранять в специализированном сервисе – с хорошими специалистами, оборудованием, измерительными приборами, необходимыми материалами. Станция для обслуживания кондиционера.
Электронный «нюхатель».
НЕ ЖАРКО, НЕ ХОЛОДНО
Допустим, в уличной пробке кондиционер перестал холодить. Еще хуже, если одновременно начал перегреваться двигатель. Неисправен вентилятор? Считай, повезло. Иной раз удается легко устранить проблему – скажем, соединив отключившийся разъем или поменяв предохранитель. Но бывают неприятности и посложней. Например, вентилятор крутится, а толку нет.
Радиатор кондиционера стоит прямо перед радиатором двигателя, и продуть вентилятором этот «бутерброд» труднее, чем одиночный радиатор. А уж если между его частями образовалась плотная шуба из грязи, то порой и невозможно. (Видна грязь лишь через щель между радиаторами. Обычно – сверху. А спереди всё вроде в порядке.) Избавиться от этой шубы, не расстыковав конструкцию, трудно. В идеале нужно снимать радиаторы и осторожно мыть «керхером». Чтобы избежать неожиданных проблем, самое разумное – обратиться в сервис.
Иногда пары хладагента уходят через неплотности компрессора. Случалось, простая подтяжка болтов избавляла от проблемы. Хладагент может убегать и в других местах. Дело в том, что компрессор жестко закреплен на двигателе, а радиаторы – на кузове. При колебаниях двигателя на опорах его перемещения довольно значительны, и, чтобы избежать поломки магистралей системы, используют резиновые трубки. Их соединения с металлическими порой подводят – здесь хладагент постепенно испаряется. С ним уходит и часть компрессорного масла, без которого агрегат долго не проработает. Таким образом, перезаправку системы можно считать регламентной работой. Оптимальная периодичность – два года. Ну а из-за ДТП и иных повреждений, включая коррозию от дорожных реагентов, могут возникать сильные течи хладагента. Иногда они – следствие заводского брака. В этих ситуациях сервиса тоже не миновать. Слой грязи на радиаторе конденсора.
Препятствуют обретению прохлады неисправности компрессора или электромагнитной муфты. Здесь проблемы механики: заклинив, эта парочка способна даже остановить двигатель. Если муфта осталась разомкнутой, это грозит лишь дискомфортом для экипажа: в авто парилка! По-настоящему же опасно, когда муфта хотя бы частично, но замкнута: под капотом фейерверк искр, тут и до пожара недалеко. Увидев такое, выключайте двигатель, а потом уже разбирайтесь. Дорога, скорее всего, прежняя – опять-таки в сервис.
Встречаются также неисправности в цепи управления. После нажатия кнопки включения кондиционера сигнал проходит через несколько модулей, датчиков, разъемов. Повторить этот путь с пробником в руках под силу лишь квалифицированному электрику.
Случается и затор на пути хладагента: скажем, в магистраль попали инородные частицы при ремонте или металлическая стружка от начавшего разрушаться компрессора. Картина давлений и расходов хладагента меняется. То же бывает при заклинившем расширительном клапане. Ну а вердикт все тот же – к профессионалам.
Порой тревога бывает ложной. При прохождении салонного воздуха сквозь радиатор испарителя на его корпусе выпадает роса, которая стекает через дренажное отверстие под днище автомобиля. Благодаря этому воздух осушается и стекла не запотевают. Если под стоящей машиной с работающим кондиционером видна лужица воды, то система в порядке. А вот забитый салонный фильтр, нарушая вентиляцию, может создать впечатление, что неисправен кондиционер, хотя тут он ни при чем.
За Рулем
Изучаем кондиционер: холодное лето
Модератор ростовская область Сообщений: 4567 |
LADA LARGUS 7 LUXE RS0Y5-42-00L Серый базальт пробег >88500 км |
В начало страницы |
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
Дхо
Путешествия на ларгусе
Расход топлива
Подлокотник
Магнитола
Пробег
Доработки
Первые впечатления
Камера заднего вида
То1
Сетка в бампер
Диски
Покупка ларгуса
Освещение салона
Электрика
Видеорегистратор
Дтп
Ижевск
Чехлы на ларгус
Динамики
Стоп сигнал
Дворники
Тюнинг
Шумоизоляция
Бокс на крышу
Обратный клапан
Зимние шины
Тормозные колодки
Ларгус
Рация
Тюнинг фонари
Птф
Упоры капота
Коврики
Задние фонари
Тормоза
Установка салонного фильтра
Фильтр салона
Брызговики
Гбо
Освещение багажника
Лада ларгус
Шины и диски
Рки-19
Подкрылки
Поездка на море
Светодиод
Автозвук
Пороги
Моделька
То-1
Замена 5 передачи
Отзыв владельца
Полка багажника
Форсунки
Лампа ближнего света
Бачок омывателя
Ремонт
Уплотнитель капота
Парктроник