
Председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Йорг Шрайбер на прошедшей сегодня в Москве ежегодной пресс-конференции был настроен не очень оптимистично. По его оценке, в 2013 году российский авторынок останется на прошлогоднем уровне. Более того, как дипломатично отметил Шрайбер, возможно сокращение продаж новых автомобилей.
В 2012-м Россия так и не смогла дотянуть до планки в 3 млн авто, хотя ответственные российские чиновники и говорили о такой возможности. Начавшийся весьма оптимистично год, показавший сначала бурный рост, закончился фактической стагнацией. В декабре было продано чуть более 253 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей — всего на 1% больше, чем в декабре 2011-го. "Декабрь 2012 года ознаменовался незначительным ростом продаж относительно аналогичного периода предшествующего года. Это позволило достичь планки в 2,935 млн проданных автомобилей по итогам 2012 года и 10,6% роста по сравнению с 2011 годом", — сообщил журналистам Йорг Шрайбер.
Тем не менее, в 2012 году России удалось установить новый рекорд и превзойти показатель докризисного 2008 года, когда было продано лишь 2,918 млн автомобилей.
Однако, сообщил представитель АЕБ, взгляд на перспективы рынка в 2013 году не позволяет надеяться на быстрый возврат к росту, выраженному в десятках процентов. "Опрос выявил, что оценки лежат в диапазоне плюс-минус 5%. Это означает, что рынок останется на том же уровне, который был достигнут в прошедшем году", — сообщил он.
Шрайбер затруднился назвать причину торможения автомобильного рынка. Общего мнения на этот счет нет, указал он, отметив, однако, что в основном торможение рынка связывают с общим настроем потребителей. "Самая главная причина — не внутри, а за пределами России. Многим ситуация напоминает 2008 год (тогда в ноября-декабре после бурного роста также было зафиксировано резкое торможение рынка — ред.), и потребитель осторожно тратит свои деньги на большие покупки. И пока не совсем ясно, куда пойдет развитие ситуации", — заявил глава комитета АЕБ.
Впрочем, есть и более приближенные к России причины. А именно — политика Центробанка, который в борьбе с инфляцией повысил ставку рефинансирования, что привело к общему росту процентных ставок в России. Сейчас стоимость автомобильных кредитов составляет 15-16%, тогда как в Европе — 3-4%. "Слишком высокие ставки, возможно, сдерживают аппетит (потенциальных покупателей — ред.)", — отметил Шрайбер.
Опрошенные "Росбалтом" эксперты, впрочем, сохраняют умеренный оптимизм относительно перспектив 2013 года. "Я не до конца разделяю позиции АЕБ и считаю, что рост продаж легковых автомобилей сохранится на уровне 5-7%. Однако в случае существенного ухудшения экономической ситуации в России упадет реальный доход населения и в то же время снизится доступность кредитов, что приведет к ухудшению на рынке автомобилей", — отметил аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк.
Пока не понятно, как повлияет стагнация на ценовую политику автомобильных концернов, и стоит ли ожидать существенного изменения цен на новые автомобили. В прошлом году некоторые автомобильные гиганты распродавали свои запасы со скидками вплоть до конца лета. Сохранится ли такая же ситуация в этом году, прогнозировать сложно. Андрей Шенк, например, полагает, что в целом за 2013 год цены вырастут в пределах 6-7%, а политика предоставления скидок сохранится и активно будет применяться в конце первого — начале второго квартала.
Сохранения положительной динамики продаж ожидают и те, кто работает на рынке подержанных автомобилей. "В 2013 году можно ожидать рост продаж подержанных автомобилей в пределах 3-5%", — сообщил "Росбалту" руководитель отдела маркетинга и рекламы "Формулы 91" Михаил Лезжов. По его оценке, автомобильный рынок России вышел на определенный уровень насыщения, и период стабильности продлится в ближайшие 3-5 лет. Для резкого же скачка необходимы качественные изменения инфраструктуры или уровня жизни населения.
Что касается структуры продаж, то тут погоду будут определять тенденции первичного рынка, которые были сформированы за последние 2-3 года — рост доли кроссоверов и выход на "вторичку" нынешних лидеров среди новых автомобилей (Hyundai Solaris, Volkswagen Polo). Renault Logan укрепит свои позиции, а Ford Focus, скорее всего, сохранит лидерство, полагает Лезжов. Что касается сегмента отечественных подержанных автомобилей, то, по мнению эксперта, будет снижаться доля классики, в то время как доля Lada Samara в структуре продаж будет увеличиваться.
Источник: http://www.rosbalt.ru/business/2013/01/15/1081683.html