
Николай Маркс переехал из России в Германию, когда ему было девять лет. Сейчас он — инженер и ездовой эксперт компании Sachs, под брендом которой концерн ZF выпускает амортизаторы и прочие компоненты «ходовой». В последние годы Николай Маркс в основном занимался тонкой настройкой подвесок BMW. Крупный такой мужик, руки в татуировках. А с АвтоВАЗом «завязался» случайно — потому что мог «сказать по-русски».
Видимо, я не произвел впечатления промышленного шпиона — и Николай запустил меня в мобильную лабораторию ZF: это вагончик, который поставили на задворках полигона. Главное в нем — стенд для «протряски» амортизаторов, с помощью которого выводится зависимость усилий демпфирования от скорости перемещения штока.


Диапазон продольной регулировки передних сидений примерно на два сантиметра шире логановского, так что у меня нет опасений, что почти двухметровому Олегу Растегаеву, который скоро приедет на этот же полигон, будет тесно. К тому же руль теперь регулируется не только по высоте, но и по вылету
Маркс показывает два графика:
— Смотри, они же одинаковые, да? Но автомобиль едет по-другому! Главное — чувствовать машину и знать, как именно настроить перепускной клапан, особенно клапан хода сжатия. На графике этого не увидишь. Вот шайбочка из клапана, толщина около миллиметра. Вот еще одна. Ты не заметишь разницы, и графики будут одинаковые. Но задний амортизатор со второй шайбой даст машине более точную реакцию на руль. Нет-нет, графики можешь забрать, а шайбы не отдам, это секрет.
Николаю внемлют двое наших, приехавших из городка Скопин Рязанской области, известного аббревиатурой СААЗ — Скопинский автоагрегатный завод:
— Да мы вообще раньше не знали, что можно вот так, настройкой клапанов, изменять поведение машины!
Амортизаторы для Весты будет делать СААЗ, но поставщик клапанов — ZF.


Сзади запаса пространства «по коленям», похоже, не меньше, чем в Логане (опять же на глазок), к тому же ступни легко проходят под передними сиденьями. А плохо то, что даже не самые высокие пассажиры, откинувшись на спинку, будут подпирать головой потолок, а вот их бедра, наоборот, поддержки будут лишены: подушка заднего сиденья по-европейски жестковата, но расположена слишком горизонтально. Говорят, это можно «вылечить» еще до запуска в серию. И, традиционно, стекла задних дверей до конца не опускаются — торчат чуть ли не на треть проема
Накануне на Весте было «обкатано» около двадцати вариантов настроек передних и задних амортизаторов — и сегодня Николай и вазовские испытатели ударили по рукам: Веста поедет вот так!
И если командированные из Скопина восхищались Марксом без стеснения, то вазовские специалисты — люди из другой касты и в большинстве своем усвоили напутствие Полония крепче, чем Лаэрт: «Всем жалуй ухо, голос — лишь немногим; Сбирай все мненья, но свое храни».
— А что мне рассказать? Вот вам Веста, вот ключи.
Сергей Мохнаткин, шеф тольяттинского десанта на испанский полигон, по-скандинавски сдержан, но чертики в глазах прыгают: он, в отличие от меня, уже знает...
Сначала мы отправились на обычные дороги — благо в Каталонии в достатке и роскошных серпантинов, и разбитых проселков. Помимо вазовцев с нами поехал и Феликс Скотт — бывший гонщик (выступал в британской серии Формулы Ford), а сейчас — эксперт-испытатель центра IDIADA, приставленный к вазовской команде. Его мы посадили на Logan — и, как местного, попросили прокладывать путь.


В отличие от Логана, спинку задних сидений можно сложить, причем по частям. Ровной площадки не выйдет (седану она не шибко-то и нужна), зато не будет проблем с перевозкой длинномеров. А на качество обивки и прочих элементов интерьера пока что внимания не обращайте: почти все сделано на коленке, по обходным технологиям
Мотор Весты (вазовский 16-клапанник 1.6, 106 л.с.) завелся грязновато, зато через секунду — сюрприз: на холостых оборотах руль не то что не трясется — он не зудит. Позже, прыгая между Вестой и Логаном, я даже пару раз пытался запустить работающий вестовский двигатель.
Тяга и звуковое сопровождение откровений не принесли, равно как и работа коробки передач: на «полигоновских» машинах она такая же, как на Калине; хотя главная передача «короче» (3,9 вместо 3,7), что, впрочем, никак не отразилось на алгоритме переключений, поскольку замена главной пары компенсирована шинами большего диаметра — 185/65 R15, а на более дорогие версии Весты будут ставить 195/55 R16.
Первый более-менее быстрый поворот, затем еще, еще... Я накатываю на Феликса, а тот уже расширяет траекторию, перед поворотами выходит на встречку. А я держусь своей полосы — и понимаю, что «размашистость» Логана нельзя списать на то, что его мотор 1.2 (такие Логаны у нас не продают) на 30 сил слабее. Шины-то одинаковой размерности, причем породистые: на Весте — Michelin Saver +, на Логане — Continental EcoContact 5.
Или под камуфляжем — вовсе не Лада? Да нет же, коробка-то гудит по-восьмерочному... Ущипните меня!
От упора до упора руль делает 2,8 оборота (на Логане — примерно 3,2), но нет и намека на картинговую остроту. Веста спокойна, как сидящий справа Мохнаткин. И точна. Безошибочный заход на дугу, в повороте — никаких «поисковых» подергиваний рулем, логичное реактивное усилие, причем зона нечувствительности практически сведена к нулю — и потому вдвойне удивительно, что даже на острых дорожных неровностях на руле нет привычных тычков.
С молчаливого согласия Мохнаткина еду наглее. Передок уже соскальзывает наружу, я чуть доворачиваю руль, одновременно сбрасываю газ, готовлюсь к контрвыпаду рулем, а Веста лишь слегка уменьшает радиус, занимая отведенную ей полосу. Примерно та же реакция — и на торможение в повороте. Ни намека на заброс задка!
— Завтра у вас будет возможность поездить со скольжениями на полигоне.
Да-да, Сергей, мы ведь договорились, что цель сегодняшнего выезда — оценка плавности хода. И в этом отношении Logan сильный конкурент!
Но, как выяснилось, сильным конкурентом он оказался лишь по комфорту для сидящих сзади. Приехавшие в Испанию вазовцы (на фото — Сергей Мохнаткин и Валерий Павлов), как и положено испытателям, ездят классно. Но даже они, оказавшись на извилистых дорожках за рулем Логана, не могли удержаться за Вестой. Я тоже. Причем не «по мотору», а из-за настроек шасси. Если не вдаваться в детали, то на тех же скоростях, когда Веста начинала лишь едва шипеть передними колесами, оставаясь на своей полосе, Logan был далеко за ее пределами
Начнем с того, что в Логан им удобней садиться: надо меньше пригибать голову. Удобней и сидеть: остается изрядный просвет над головой. А если я (178 см) откинусь на спинку в Весте, то макушка тут же подопрет потолок. Это не все. Сиденья Весты ощутимо жестче логановских. Само по себе мне это нравится, особенно если, как в случае с передними местами Весты, они удачно спрофилированы и равномерно распределяют нагрузку. Но штука в том, что при схожей «геометрии» задних сидений (это касается и расположения подушки относительно пола) более высокая жесткость кресел Весты обернулась тем, что бедра почти лишились опоры. Возможно, еще из-за этого чуть «острее» воспринимаются толчки со стороны дороги, хотя заметно, что кузов Весты реагирует на неровности явно сдержанней, более «округло». Вот если бы подушку вестовского сиденья слегка приподнять ближе к коленям... А так по плавности хода для задних пассажиров, пожалуй, паритет. Но что до удобства передних кресел, то здесь — безоговорочная победа Весты. Я, кстати, только сейчас подметил, как же разительно отличается ощущение комфорта на задних и передних сиденьях Логана!
Мешала мне за рулем Весты левая передняя стойка. Что на перекрестках, что в «тещиных языках» она скрывала важный сектор обзора, заставляя то вытягивать шею, то впечатывать голову в подголовник, а то и вовсе тормозить, опасаясь налететь на невидимую помеху. За рулем Логана такого не было. Обидно, тем паче что обзорность через большие боковые зеркала у Весты гораздо лучше.
А вот дешевая «пищалка» звуковой индикации сигналов поворота, та не мешала — она бесила! Заимствована у Логана? Немедленно верните!
Пересаживаюсь на Logan — и понимаю, почему Феликс, вопреки любимой испытателями всего мира забаве (я, мол, поеду потихоньку, а ты — за мной), не смог взять меня «на слабо». Logan ехал так, будто шины — не летние, а узенькие зимние. Он то плужил, то подламывался и ввинчивался... Неуютно.
Феликс, давай-ка полегче!
Местный ездовой эксперт Феликс Скотт тоже подпер крышу головой. И его бедрам не хватило поддержки. Судя по всему, этот недочет вазовцы будут исправлять, увеличивая толщину подушки в подколенной зоне. А вот если бы им удалось чуть-чуть наклонить всю подушку — так, чтобы ее задняя часть стала ниже, а передняя — выше, то, глядишь, убили бы двух вредных зайцев
На следующий день был полигон. Я подписал бумагу о неразглашении, сдал фотоаппарат, на телефоне заклеили объектив.
Набор дорог, о котором я и не мечтал! Участки с «городскими» неровностями всех видов и мастей, мощеные так и эдак, длинные, короткие и ультракороткие волны, водосточные решетки, широкая площадка для переставок и прочих «предельных» маневров, размеченные повороты различного радиуса, а венец — извилистое кольцо «сухой управляемости» длиной около двух километров. Рай!
Досадили две вещи. Во-первых, имитируя «переставку», я не сумел удержать Logan от разворота, а когда то же самое проделал Феликс, он хоть и «выставился» поперек траектории, но все же отловил машину, не прибегая к тормозам. А второе — то, что вся роскошь испанского полигона никак не изменила вчерашний расклад! Я садился за руль, затем справа от водителя, затем сзади, затем снова за руль... Но обсуждали мы уже лишь нюансы.
Практически на всех неровностях Веста ведет себя уверенней и — ущипните меня еще раз! — благородней. И только чуть насторожили иногда возникающие продольные колебания на длинных волнах, хотя о раскачке по-прежнему нет и речи.
Что до управляемости, то на широкой площадке выяснилось, что Logan не просто проигрывает — на фоне Весты он жалок. Веста стабильно держит выбранную траекторию, меньше кренится — и даже в сильном скольжении передком сохраняет однозначную реакцию на доворот руля, то есть остается верна установке на легкую недостаточную поворачиваемость. И я ни разу не пожалел, что на нашей машине была отключена система стабилизации да и заносов как-то не случилось.
Погрузочная высота у Весты примерно на два сантиметра ниже, чем у Логана, — и на столько же шире проем в зоне колесных арок.
На Весте спокойней перестраиваться из ряда в ряд на высокой скорости. Logan, даром что его рулевое управление — с бо́льшим передаточным числом, так рез-ко шарахался в сторону, что вынуждал тут же «отруливать», а здесь уже недалеко и до заброса задка.
И вы ни за что не угадаете, где же Logan попытался было выйти из тени Весты! На треке «сухой» управляемости! Он меньше «плужил» передком на входе в крутые повороты, хотя после его «дорожных» фортелей мне было страшно ехать быстрей — не кайф, а работа. Веста же почти во всех поворотах ехала, как говорят гонщики, «на морде». И мне стало жалко шины.
А Феликсу — нет! Он будто специально выбирал траектории покруче, а потом с ехидцей сказал: «Logan мне интересней, он такой непредсказуемый...»
Феликс — Скотт.
На «первичку» Michelin не пойдет — это будут Matador или Белшина, но именно покрышки Michelin были выбраны как референсные — и теперь от поставщиков «конвейерных» шин будут требовать, чтобы ни один из поддающихся измерениям «динамических» показателей Весты (например, скорость выполнения «переставки», тормозной путь и т.д.), так или иначе зависящих от качества «обувки», не стал хуже. Кстати, та же участь ждет и скопинские амортизаторы: «конвейерные» Весты не должны ехать хуже, чем сегодня!
На очереди — тонкая настройка электроусилителя рулевого управления, причем тоже с участием западных экспертов, на этот раз из фирмы NSK, которая будет поставлять эти узлы.
Мы вклинимся и на этом этапе. Вот только сравнивать Весту будем теперь не с Логаном, а с конкурентами из другой лиги: это будут Ford Fiesta и Volkswagen Polo. Веста этого достойна.
P.S.
Уже вернувшись в Москву, я узнал, что «испанский» Logan мало того что был с самым дохленьким мотором 1.2, так еще и без переднего стабилизатора поперечной устойчивости. Тут же позвонил в Испанию вазовцам, а они божатся, что об отсутствии стабилизатора и сами узнали только что.
Михаил ПОДОРОЖАНСКИЙ
Фото автора и Applus IDIADA
http://www.autoreview.ru/_archive/section/detail.php?ELEMENT_ID=144056&SECTION_ID=8051