Установка газобаллонного оборудования – серьезное вмешательство в конструкцию машины. Однако многие автовладельцы решаются на такую переделку, не страшась даже потерять гарантию. Ведь каждый пройденный на газе километр обходится в среднем на треть дешевле, чем на бензине. Мы выслушали мнения экспертов, установщиков, пользователей и сделали выводы.
БОЛЬШОЙ ПЛЮС
Газ – наиболее реальная альтернатива бензину и дизелю. Речь в первую очередь о сжиженном пропан-бутане. Увы, сжатый природный газ, метан, не очень популярен, в первую очередь из-за неразвитой инфраструктуры (ЗР, 2013, № 3). Зато заправок сжиженным газом хватает – можно безбоязненно пускаться в дальние путешествия.
Основная причина перехода на газ – финансовая выгода. В былые годы от масштабов экономии дух захватывало: комплекты газобаллонного оборудования для примитивных карбюраторных моторов были недороги, а пропан-бутан стоил вдвое меньше, чем бензин. Сейчас ситуация иная. Чтобы подружить газовую систему питания с современными двигателями, необходим совсем другой уровень компонентов и квалификации установщиков. Вкупе с новыми требованиями к безопасности баллонов это привело к значительному удорожанию комплектов.
Каждый пройденный на газе километр обходится в среднем на треть дешевле, чем на бензине.
Два литра пропан-бутана по цене литра бензина купить по-прежнему можно, но для А92 эта граница фактически пройдена. Сейчас цена газа в Москве составляет примерно 50% стоимости литра 95-го. Кроме того, аппетит мотора на новом топливе увеличится примерно на 15%. Так что о двукратном выигрыше в деньгах на каждом километре пробега говорить не приходится.
Вооружившись точными цифрами, я прикинул выгоду от установки ГБО на две редакционные машины, отличающиеся завидным аппетитом. Выяснилось, что добротный комплект с установкой в столице для «Ниссана-Алмера» окупится всего за 18 тысяч километров, а для «УАЗа-Патриот» – и вовсе за 12 тысяч. Это меньше среднегодового пробега большинства автомобилей. Итого: каждый пройденный на газе километр станет в среднем на треть выгоднее, чем на бензине. В погоне за экономией кое-кто прощается с возможностью использовать багажник по назначению.
КУЧКА МИНУСОВ
Конечно, переход на пропан-бутан не лишен недостатков. Первый из них связан с гарантией на автомобиль. Даже при предъявлении всех положенных документов от установщиков (что само по себе большая удача) дилер, скорее всего, откажет в бесплатном ремонте. Появление в машине второй топливной системы, как ни крути, достаточно серьезное вмешательство в конструкцию. Поэтому не удивляйтесь, если, например, неисправности двигателя в официальном сервисе вам предложат устранять за свой счет. А судебное разбирательство – дело долгое и с непредсказуемым результатом. Посему владельцы свежих авто в большинстве своем выпадают из числа потенциальных посетителей газовых заправок.
Исключение – машины, снаряженные ГБО на самом автозаводе или в компании, уполномоченной производителем авто. У нас таких фирм немного, и, как правило, специализируются они на коммерческой технике. Например, ГАЗ, выпускающий серийно «газели» с ГБО как под сжиженное, так и под сжатое газовое топливо.
Второй весомый аргумент против – громоздкий баллон. Разместить его без ущерба для практичности невозможно. Тороидальный вытеснит с законного места запаску: придется переложить ее в багажник или вовсе оставить в гараже. Обычная цилиндрическая емкость сведет на нет трансформации багажного отсека. Даже владельцам седанов это вряд ли понравится, не говоря уже об универсалах и кроссоверах. Впрочем, всё зависит от конкретной модели. Например, владельцам «логанов» первого поколения с нераскладывающимся задним сиденьем терять нечего. К тому же обладателям «УАЗа-Патриот» и других полноразмерных вседорожников установщики предлагают множество вариантов размещения баллона: большой цилиндрический – не только вдоль заднего сиденья, но и на боковой стенке, менее объемный – под днищем, а если тороидальные – два на полу. В последнем случае над ними настилают ровный фальшпол. Правда, на 250 мм выше штатного уровня. Хотя при таком объеме багажника это невеликий ущерб.
Еще один нюанс – доступность заправок. В развитости сети газовые значительно проигрывают бензиновым и дизельным, тем не менее проблем с пропан-бутаном нет ни в крупных городах, ни на трассах. Спланировать дальний маршрут поможет всезнающий Интернет: сразу несколько ресурсов подскажут координаты и адреса АГЗС. Правда, автолюбителю, привыкшему к современным красочным вывескам и избалованному сервисом крупных сетевых бензоколонок, они покажутся, мягко говоря, несовременными и даже неухоженными. Встречаются в Сети нарекания на качество газа. Впрочем, ситуация не хуже, чем с бензином и дизелем.
…И ПАРА МИФОВ
Больше всего опасений связано со здоровьем двигателя, переведенного на газ. Один из наиболее частых аргументов – вероятность прогара седел клапанов из-за повышения температуры внутри цилиндра. Квалифицированные монтажники в один голос говорят: правильная и тщательная регулировка оборудования сводит риск на нет. Да и от пользователей массовых жалоб не слышно. С пропан-бутаном дружат обычные свечи зажигания, но при желании можно заменить их специально заточенными под газовое топливо (ЗР, 2010, № 4). Кстати, на газ переводят и современные моторы с наддувом – и ничего, живут.
Среди очевидных плюсов – чистое горение газа, уменьшающее количество отложений в цилиндрах. Правда, это не повод вдвое увеличивать интервалы замены масла и фильтров. Кстати, ГБО тоже требует периодического обслуживания. Раз в 10 тысяч километров установщики приглашают на замену фильтров. Стоимость у всех стандартная – около тысячи рублей. Некоторые конторы делают первое ТО бесплатно.
Если разобраться во всех тонкостях альтернативного топлива, его единственный плюс перевешивает все недостатки, реальные и мифические. Поэтому минимум одна машина из редакционного парка обзаведется баллоном в багажнике в ближайшее время. Попробуем на себе, отчеты и впечатления последуют незамедлительно.
Взрывоопасность ГБО не больше чем миф. Стенки баллона намного толще, чем у бензобака, и выдерживают значительные нагрузки, как ударные, так и температурные. При утечке газа в современных системах четыре аварийных клапана среагируют на повышение давления в резервуаре, обрыв топливной магистрали или банальную остановку двигателя – и подача газа прекратится. Кроме того, закачка пропан-бутана прерывается при заполнении баллона на 80%. Этот запас – на случай расширения газа от нагрева. Но, разумеется, халтурная установка или халатность при эксплуатации способны «перехитрить» все старания инженеров по безопасности.
БОГАТСТВО ВЫБОРА
Итальянская фирма «Ловато», пожалуй, наиболее известна в России. Но она далеко не единственная на рынке. Например, сейчас популярна система фирмы «Диджитроник». Впрочем, брендов много, от обилия форсунок, клапанов, баллонов, редукторов и прочих компонентов разных производителей рябит в глазах. Желающие могут на несколько дней погрузиться в тему, подбирая себе оптимальный вариант. Благо информации на всевозможных интернет-форумах предостаточно. Более эффективный способ – обзвонить установочные конторы. Часа с лихвой хватит, чтобы подобрать десяток вариантов, основываясь на чужом опыте эксплуатации.
Благодарим к.т.н. В. Лукшо за помощь в подготовке материала.
У владельцев легковушек выбор всего из двух вариантов размещения газовых баллонов. Хотя иногда встречается эксклюзив в виде небольших емкостей вдоль борта или обоих бортов.
Самые популярные способы размещения баллонов в больших вседорожниках.
За Рулем
теги: За Рулем, ГБО, пропан, расход газа
Газ как альтернатива бензину: плюсы и минусы установки ГБО
Модератор ростовская область Сообщений: 4567 |
LADA LARGUS 7 LUXE RS0Y5-42-00L Серый базальт пробег >88500 км | ||||||
Посетитель Пятигорск Сообщений: 234 |
| ||||||
Посетитель Миллерово Сообщений: 2793 |
Где они такие цены нашли на установку? На современный патриот с установкой двух торов, двух мультов, ессно всё это обвязать, впырск туда абы какой не поставить, там система управления с электронным дросселем от боша. Патриот по прайсу чуть более 30 тр. Альмера автомобиль импортного проивзодства, опять же в работе выше оплата чем наши авто. За приличное качество и систему не меньше 30 тыр, и это московские коллеги так оценивают работу и систему. Не с головы. BRC. А первое фото убило..... Такое выкладывать в статью.... Редактировалось: 2 раз (Последний: 2 июня 2014 в 17:25) BRCRUSSIA инжекторсервис чиптюнинг. | ||||||
Посетитель Йошкар-Ола Сообщений: 18651 |
| ||||||
Посетитель Ульяновск Сообщений: 133 |
Везде есть свои плюсы и минусы ! Самое главное верить в газ и будет счастье! P.S. Сегодня приехал на заправку (газ) а заправщик спросил есть у вас удостоверение об обучении "Нет"! тогда заправлять не буду ! Заправился на другой . Что это за удостоверении и чем грозит его отсутствие ?! | ||||||
Посетитель Йошкар-Ола Сообщений: 18651 |
| ||||||
Посетитель Миллерово Сообщений: 2793 |
С этим оформлением такой бардак, что сами сотрудники гибдд не могут однозначно ответить на вопросы, молчу уже про удостоверение водителя транспорта оснащённого гбо, что он обучен и допущен. Это было давно, потом, при моей практике работы в гос структуре по гбо, выдавали бумажку что обучен, и всё, маленькую бумажку на принтере делали, вырезали ножницами и выдавали с подписью директора предприятия и печатью. У меня такие до сих пор дома есть. А я обучал владельцев авто после установки гбо всем правилам эксплуатации. BRCRUSSIA инжекторсервис чиптюнинг. | ||||||
Посетитель Ижевск Сообщений: 12728 |
К чему эта тема? Кому надо, тот зайдет в «Газовое оборудование, ГБО на Ларгус» на все вопросы ответят те, кто реально использует ГБО. Я прав?! Купайтесь в дерьме, черти. | ||||||
Посетитель Йошкар-Ола Сообщений: 18651 |
| ||||||
Посетитель Ижевск Сообщений: 12728 |
Купайтесь в дерьме, черти. | ||||||
Посетитель Йошкар-Ола Сообщений: 18651 |
Редактировалось: 1 раз (Последний: 2 июня 2014 в 20:35) | ||||||
Посетитель Ижевск Сообщений: 12728 |
Ну не знаю как у вас, а у нас такие дороги как оттуда, отсюда, отсель и досель есть. Купайтесь в дерьме, черти. | ||||||
Модератор ростовская область Сообщений: 4567 |
LADA LARGUS 7 LUXE RS0Y5-42-00L Серый базальт пробег >88500 км | ||||||
Посетитель Йошкар-Ола Сообщений: 18651 |
Редактировалось: 1 раз (Последний: 4 июня 2014 в 20:24) | ||||||
Посетитель Ижевск Сообщений: 12728 |
прожженный, как Герасим, на всё согласен.)))) Купайтесь в дерьме, черти. | ||||||
Посетитель Казань Сообщений: 19 |
Есть у работников-водителей Газпрома такие ламинированные бумажки,размером с тех.талон, -"Свидетельство о том,что гра жданин обучался на курсах по повышению квалификации: водитель автомобиля, работающего на сжатом природном и сжиженном газе". И я счастливый обладатель такой бумажки. | ||||||
Посетитель Пермь Сообщений: 781 |
Году этак в 2000-2001 было и у нас в Перми требование обучения к использующим ГБО . Обучение было в виде лекции,чисто для галочки(отработать оплату) экзамен сдали все, даже те кто пришел к окончанию.Выдали серенькие корочки, которые так и провалялись не разу не востребованные и благополучно утеряны. ЛЛ 16кл. 7мест. ГБО-BRC. | ||||||
Посетитель Химки Сообщений: 463 |
За 6 лет эксплуатации ГБО ни разу не спрашивали документы. А насчет запаски это да, она у меня все эти годы в гараже под слоем пыли пролежала. Так и продал - запаску отдельно, машину отдельно)))))))) У меня 2 Ларгуса - 16кл. люкс 7 мест,SVV + ДДУ + 0.820, и 8кл. фургон, 84 л.с.Оба серебро. | ||||||
Посетитель Сообщений: 574 |
| ||||||
Посетитель Миллерово Сообщений: 2793 |
Не знаю как сейчас, а вот в начале двухтысячных когда я работал, у персонала АГЗС было в инструкции что перед заправкой надо проверить паспорт на баллон, если он более 100 литров, осмотреть баллон и проверить доки на гбо у водителя. Редактировалось: 1 раз (Последний: 3 июня 2014 в 18:53) BRCRUSSIA инжекторсервис чиптюнинг. | ||||||
Посетитель СКФО Сообщений: 575 |
ГБО зло!а,ЗР "заказной" журнал...закрывайте тему Акумулятораме сел, свеча залил, я ключ повернюль а она трехтенбэ пахтенде шайтама! + гбо-самостоятельно+чип е4->e2 аналогично | ||||||
Посетитель Пермь Сообщений: 4143 |
https://vk.com/uralpodiumperm Подиумы и самоклеящиеся материалы https://vk.com/chagrin_perm Покраска Титаном и жидкой резиной | ||||||
Посетитель СКФО Сообщений: 575 |
Акумулятораме сел, свеча залил, я ключ повернюль а она трехтенбэ пахтенде шайтама! + гбо-самостоятельно+чип е4->e2 аналогично | ||||||
Посетитель Пермь Сообщений: 4143 |
Ясно все, очень конкретный ответ :) https://vk.com/uralpodiumperm Подиумы и самоклеящиеся материалы https://vk.com/chagrin_perm Покраска Титаном и жидкой резиной | ||||||
Посетитель СКФО Сообщений: 575 |
Акумулятораме сел, свеча залил, я ключ повернюль а она трехтенбэ пахтенде шайтама! + гбо-самостоятельно+чип е4->e2 аналогично |
В начало страницы |
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
Дхо
Путешествия на ларгусе
Расход топлива
Подлокотник
Магнитола
Пробег
Доработки
Первые впечатления
Камера заднего вида
То1
Сетка в бампер
Диски
Покупка ларгуса
Освещение салона
Электрика
Видеорегистратор
Дтп
Ижевск
Чехлы на ларгус
Динамики
Стоп сигнал
Дворники
Тюнинг
Шумоизоляция
Бокс на крышу
Обратный клапан
Зимние шины
Тормозные колодки
Ларгус
Рация
Тюнинг фонари
Птф
Упоры капота
Коврики
Задние фонари
Тормоза
Установка салонного фильтра
Фильтр салона
Брызговики
Гбо
Освещение багажника
Лада ларгус
Шины и диски
Рки-19
Подкрылки
Поездка на море
Светодиод
Автозвук
Пороги
Моделька
То-1
Замена 5 передачи
Отзыв владельца
Полка багажника
Форсунки
Лампа ближнего света
Бачок омывателя
Ремонт
Уплотнитель капота
Парктроник