В прошлом году на дорогах Швеции был установлен рекорд. В ДТП по всей стране, дорожная сеть которой насчитывает 572 900 км, погибли 264 человека. Каждая смерть – это чья-то трагедия, но все же статистика говорит, что это самый низкий показатель за последние годы. Почему же Швеция с ее очень непростыми дорожными условиями, полярными ночами и гололедом – лидер по безопасности? С 1970 года количество автомобилей и их пробег в Швеции удвоились, при этом количество смертей на дорогах страны сократилось на четыре пятых по отношению к тому же периоду. Только трое из 100 000 шведов умирают в результате ДТП. Для сравнения, по Европейскому союзу эта цифра равна 5,5 на 100 тысяч человек, в США – 11,4. В странах третьего мира показатели в разы выше: так, в Доминиканской Республике на дорогах погибает 40 человек на 100 000 жителей. Российская статистика выглядит не менее печально – уже на протяжении многих лет на каждые 100 000 транспортных средств приходится около 60 погибших. Из каждых 100 000 населения 18,5 погибает в ДТП.
Рецепт ДТП: архаичные дороги + большие скорости
После того как ситуация с ростом численности жертв ДТП в 1970-х годах достигла критических показателей, богатые европейские страны предприняли множество усилий по сокращению числа дорожно-транспортных происшествий. В бедных же странах число ДТП продолжало расти одновременно с ростом автомобилизации. В 1997 году парламент Швеции принял закон о безопасности дорожного движения, который зафиксировал концепцию Vision Zero. Это название нужно переводить как «Концепция нулевой смертности».
Закон предполагал запуск проекта, объединившего большое число компаний, занятых в дорожном строительстве, автомобилестроении, безопасности, сфере услуг; а также введение мер по устранению смертности на дорогах и травм в ДТП в целом. Кратко его суть описывают слова Ханса Берга из Национального агентства по транспорту Швеции, которые приведены в британском издании The Economist: «Мы просто не можем мириться со смертностью и травматизмом на наших дорогах».
Ключевым положением концепции стало вполне очевидное утверждение – «Человек несовершенен». Авторы Vision Zero взяли за основу положение, согласно которому люди могут ошибаться, автотранспортная система – нет. Наш организм имеет низкий предел устойчивости к биомеханическим воздействиям и просто не создан для передвижения на высоких скоростях. Эффективная система безопасности дорожного движения должна обязательно учитывать тот факт, что человеку свойственно, а автотранспортная система должна быть на высоте всегда. Это основной принцип «Концепции нулевой смертности».
Можно сколько угодно спорить, но результат доказал правоту авторов концепции. Как же это было сделано?
Наибольшую роль в снижении аварийности сыграло планирование. Дороги в Швеции строятся и совершенствуются исходя из приоритета безопасности над скоростью или удобством. В населенных пунктах действует режим низких (50, а местами и 30 км/ч) скоростей. Встречные потоки автомобилей на автострадах разделены. Точно так же отделены от автомобилистов велосипедисты. Но едва ли не самое большое влияние на снижение аварийности оказало строительство нового типа дорог «2+1».
Большинство дорог в Швеции, построенных в период с 1955 по 1980 год, имели 13 метров в ширину. Разметка на них предусматривала две встречные полосы по 3,5 метра в ширину и две трехметровые обочины, запланированные для аварийной остановки. Учитывая уровень надежности автомобилей 50-х и 60-х годов, это было грамотным решением. Но количество автомобилей росло, сами они становились быстрее, надежнее, и нужда в широких аварийных полосах потихоньку сошла на нет. К тому же стало очевидным, что дороги подобного типа уже не отвечают безопасности: широкая дорога с хорошей обочиной подстрекала водителей к лихачеству. Обгонявшие через осевую предполагали, что водителям встречных машин не составит труда уйти от столкновения на обочину. Многие из них ошиблись…
В рамках проекта Vision Zero было предложено переоборудовать эти дороги по схеме «2+1», когда трехполосная дорога состоит из двух рядов движения в одном направлении и однорядной встречной. Рядность полос чередуется каждые несколько километров. При этом сами полосы разделены тросовым ограждением. Такие дороги могут не только строиться как новые, но в них можно переделывать и традиционные дороги, если их ширина не менее 13 метров. Создатели проекта предполагали, что при гораздо меньших затратах, чем во время фактической перестройки в автомагистрали или шоссе, на местных дорогах можно достичь уровня безопасности, аналогичному магистрали с разделенными потоками.
Первоначально существовали опасения, что водителям будет неудобно на ставшей более узкой дороге, но после испытаний на нескольких участках оказалось, что новый тип трассы не только безопаснее, но и удобнее для быстрого передвижения благодаря возможности обгонять по левому ряду.
С 1990 по 2000 год в Швеции помимо реконструкции было построено 1500 километров автодорог с формулой «2+1» (аналогичную работу начали и их соседи датчане). Результат – 145 ежегодно сохраненных жизней уже в первое десятилетие работы проекта Vision Zero. Схема оказалась настолько удачной, что после 2000 года более 1000 км дорог в Швеции были преобразованы из обычных широких однорядных в «2+1», и все они строились с разделительными барьерами. Тогда же было начато строительство 12 600 безопасных пешеходных переходов, в том числе пешеходных мостов и «зебр», обозначенных не только разметкой, но и световой сигнализацией и снабженных «лежачими полицейскими». По некоторым оценкам, эти меры позволили сократить смертность в ДТП вдвое.
Не обошлось и без ужесточения полицейских мер по отношению к нетрезвым водителям.
Дополнительным фактором, обеспечившим достижение промежуточных целей проекта в виде резкого снижения аварийности и смертности, стало изменение скоростного режима. Установив ограничение скорости в 100 км/ч на автомагистралях, шведы получили более плавное прохождение потока автотранспорта. В результате люди стали добираться до места назначения быстрее даже при номинально снизившейся скорости.
Своим важным успехом участники проекта сегодня называют то, что в результате роста инфраструктуры безопасности в Швеции резко снизилась детская смертность на дорогах. Если в 1970 году в результате ДТП погибло 58 детей в возрасте до семи лет, то в 2012-м – только один. В целом же за последние пять лет количество аварий со смертельным исходом, в которых были задействованы беззащитные пешеходы, в Швеции снизилось почти на 50%. Количество детей, погибших в ДТП, также сократилось. Утверждается, что снизить количество жертв ДТП еще на 90% – от 5 смертельных случаев на 100 000 до 0,5 – возможно, если преодолеть технические недостатки системы, нежелание людей пристегиваться ремнями безопасности, превышение скорости и вождение в нетрезвом состоянии.
На пути к нулевой смертности
Достигнут ли в Швеции заявленной цели – цифры в «0» погибших и пострадавших в ДТП? Организаторы проекта считают, что это возможно. Следующими мерами, которые, по мнению шведов, сильно повлияют на снижение аварийности, станут снижение роли человеческого фактора и влияние ошибок, которые совершает человек. Это появление автомобилей, оборудованных системами предупреждения и блокировки при обнаружении нетрезвого водителя, быстрое внедрение новых систем безопасности, таких как устройство предупреждения о превышении скорости или отстегнутом ремне безопасности, широкое использование адаптивного круиз-контроля и систем предотвращения столкновений. Ну а позднее у водителя попросту заберут управление. Как вы помните, Google, Oshkosh, Nissan и многие другие компании вовсю ведут работы по созданию автономных транспортных средств, практически сухопутных беспилотников. Ну а сами шведы устами конструкторов Volvo уже пообещали, что в 2017 году создадут автомобиль, способный к самостоятельному передвижению по дорогам. В конце концов, без вмешательства человека – существа хрупкого и нервного, автомобили смогут, наконец, стать самым безопасным видом транспорта.
Вместо резюме
Согласно планам, к 2013 году показатель смертности при ДТП в России не должен был быть выше 12,6 смертей на 100 тыс. населения. Только за девять месяцев 2013 года он составил 13,3. От 20 до 55% случаев смерти от несовместимых с жизнью травм в результате ДТП были зарегистрированы на месте автокатастрофы.
За Рулем
Нулевая смертность в ДТП – шведский путь
Модератор ростовская область Сообщений: 4567 |
Редактировалось: 3 раз (Последний: 8 марта 2014 в 11:53) LADA LARGUS 7 LUXE RS0Y5-42-00L Серый базальт пробег >88500 км |
В начало страницы |
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
Дхо
Путешествия на ларгусе
Расход топлива
Подлокотник
Магнитола
Пробег
Доработки
Первые впечатления
Камера заднего вида
То1
Сетка в бампер
Диски
Покупка ларгуса
Освещение салона
Электрика
Видеорегистратор
Дтп
Ижевск
Чехлы на ларгус
Динамики
Стоп сигнал
Дворники
Тюнинг
Шумоизоляция
Бокс на крышу
Обратный клапан
Зимние шины
Тормозные колодки
Ларгус
Рация
Тюнинг фонари
Птф
Упоры капота
Коврики
Задние фонари
Тормоза
Установка салонного фильтра
Фильтр салона
Брызговики
Гбо
Освещение багажника
Лада ларгус
Шины и диски
Рки-19
Подкрылки
Поездка на море
Светодиод
Автозвук
Пороги
Моделька
То-1
Замена 5 передачи
Отзыв владельца
Полка багажника
Форсунки
Лампа ближнего света
Бачок омывателя
Ремонт
Уплотнитель капота
Парктроник