Один из первых концептов внедорожника Волжского Автомобильного Завода появился незадолго до начала производства «Нивы» - в 1976 году. То был не то военный, не то гражданский ВАЗ-Э2122, автомобиль-амфибия с герметичным кузовом. Машина могла передвигаться по воде с скоростью 4,5 километра в час. К 1987 году всё было готово к серийному производству. Помешали, как водится, финансовые проблемы.
В 1997 году был создан Лада-Тарзан – концепт внедорожника с кузовом ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109. Основные агрегаты (подвеска, двигатели, КПП, рулевое управление) Тарзан получил от Нивы. Ограниченное производство автомобиля всё-таки было налажено, но «Тарзанов» выпустили всего несколько сотен. На смену ему пришёл Тарзан-2, с кузовом от более современного универсала ВАЗ-2111. Мелкосерийное производство внедорожной «одиннадцатой» было прекращено в 2006 году.

В 2001-м на Московском автосалоне ВАЗ представили ANTEL-1. С виду обычная пятидверная Нива, это первый российский концепт автомобиля на водородном топливе (да к тому же ещё и внедорожника). Интересно, что водородное оборудование топливной системы было, по сути, снято с космического Бурана и полностью уместилось в багажнике концепта.

Концепт раллийного внедорожника Lada Raid 2006 года напомнил о былом сотрудничестве АвтоВАЗа с немцами из Porsche. Под капот автомобиля должны были поместить двигатель Porsche объёмом 3,8-литра. Lada Raid собирались отправить на Париж-Дакар в 2007 и в 2008 году, но и здесь вовремя не хватило нужной суммы.
5Колесо