Если вы – человек, небезразличный к качеству окружающих вас вещей, и хотите, чтобы штатное аудио позволяло слушать любимую музыку с удовольствием, то для вас мы начинаем цикл статей «Азы автозвука». И на самом первом нашем уроке мы разберемся с основными критериями качественного автомобильного саунда, которые помогут вам лучше ориентироваться в вопросах автозвука в дальнейшем.
Не так давно мы рассказали о распространенных мифах о штатном аудио и пришли к выводу, что редкие «штатки» оправдывают те деньги, которые за них берут автопроизводители. К примеру, если вы слушаете динамичную электронную музыку, то вряд ли получите плотный, упругий, тактильный бас, зато с большой вероятностью получите гулкую «колотушку». Если вы матерый рокер и металлюга, то вам наверняка будет недоставать остроты и хлесткого звукового драйва, а убойные гитарные запилы превратятся в грязную звуковую мешанину. Ну а если вы не прочь расслабиться под изысканный джаз, блюз или классику, то тут, как говорится, и вовсе без комментариев. В общем, если ваши музыкальные предпочтения не ограничены простенькой попсой, то возможностей «штатки», скорее всего, вам будет недостаточно. Сегодня мы рассмотрим критерии, по которым вы сможете самостоятельно оценить уровень вашей аудиосистемы.
Наверняка вы помните из школьных уроков физики, что звук – это всего-навсего распространение чередующихся с разной частотой и интенсивностью сжатий-разряжений воздуха. Принято считать, что частоты таких колебаний, которые мы называем звуковыми, лежат в пределах от 16-20 в секунду (16-20 Гц) до 16-20 тысяч в секунду (16-20 кГц). Любой музыкальный инструмент или голос – это не просто звук с какой-то одной частотой, это целая совокупность звуков разных частот. Взять, к примеру, обычную гитару: она состоит из корпуса, грифа, колкового механизма, сами струны, в свою очередь, тоже могут состоять из сердечника и оплетки. Когда исполнитель играет, сердечник струны задает основной тон, ноту, а все остальные элементы добавляют к нему обертоны и все вместе они образуют целый тембр звучания. А если, например, эту же струну поставить в другую гитару, то можно сыграть ту же самую мелодию, при этом основные тона останутся теми же, но гармоники будут уже другими, тембр инструмента изменится. И хорошая аудиосистема способна действительно все это передать. Полагаете, что человеческий голос – это только средние частоты? Певец Тим Стормз (Tim Storms) – рекордсмен с самым низким голосом. Он может воспроизвести ноту «соль» субконтроктавы. Это на восемь октав ниже, чем самое низкое «соль» на клавиатуре фортепиано. Сам Стормз его не слышит в привычном понимании этого слова, но хорошо чувствует. Этот рекорд фиксировался специальными акустическими приборами. Наряду с рекордом по воспроизведению самой низкой для человеческого голоса ноты, Стормз обладает еще и самым широким певческим диапазоном – 10 октав!
Итак, первое условие качественной аудиосистемы: звуковой диапазон должен воспроизводиться весь, целиком. Более того, аудиосистема должна воспроизводить весь этот частотный спектр равномерно. Так, если верхние частоты будут звучать тише, чем средние и низкие, то звук будет «глухим», тусклым, а если их окажется в избытке, то, напротив, слишком звонким; если низких частот мало, то звук потеряет в своей основательности, сочности, а если их переизбыток, он станет чрезмерно тяжелым и тоже потеряет в своей естественности.
Но достаточно ли только одного правильного тонального баланса? Конечно же нет. Потому что этот критерий, по большому счету, говорит только о том, с насколько равномерным уровнем громкости воспроизводятся отдельные частотные участки в звуковом спектре. А вот о том, что творится с самой формой звукового сигнала, он представления не дает. В аудиотехнике есть такое понятие – нелинейные искажения. Суть их в том, что любая аппаратура добавляет немного «отсебятины» – вносит в спектр гармоники, которых не было в исходном сигнале. Чуть выше мы привели пример с акустической гитарой и показали, что звук инструмента состоит из целого спектра гармоник. Так вот если аудиосистема добавит к ним слишком много своих, «лишних» гармоник, то звук потеряет в естественности. Например, звук струн все той же гитары может стать слишком «стеклянным», мало похожим на настоящий. Точно так же и с любыми другими инструментами и даже голосом: искажения формы сигнала ведут к потере натуральности звучания. Другой немаловажный критерий – динамический диапазон. Звуковые колебания происходят с разной амплитудой: некоторые из звуков едва уловимы (очень тихие), а отдельные пики превышают средний уровень в несколько десятков или даже сотен раз. Громкость звука мы воспринимаем по некоему усредненному уровню. Так вот со средним уровнем сигнала справляется, по большому счету, любая штатная аудиосистема, со слишком же слабыми или слишком сильными пиками достойно ведет себя далеко не всякая. А ведь для нашего слуха это очень критично, и если сильные пики «сглаживаются» системой, то обычно создается ощущение, будто на динамики накинули одеяло: в звуке нет легкости, свободы, звучание зажатое, «плоское» и скучное. В этом случае говорят «плохая макродинамика». Если же система не будет воспроизводить тихие звуки, то это тоже для нашего слуха небезразлично, для наглядности просто сравните звучание оригинального CD и MP3-файла, записанного с низким битрейтом. В этом случае обычно сетуют на «плохую микродинамику».
Кстати, тут же отметим и еще один критерий – линейность. По идее, аудиосистема должна звучать одинаково хорошо и на низком уровне громкости, и на высоком. Однако желания не всегда совпадают с реалиями и зачастую системы, превосходно играющие на небольшой громкости, при ее увеличении начинают перегружаться, а те, которые легко «дают жару», оказываются слишком грубыми, чтобы воспроизвести тихие и утонченные звуки. Когда говорят о звуковой динамике, часто выделяют еще и такой критерий, как атака звука. Каждый музыкальный инструмент имеет свой характер, и можно сказать, что воспроизводимый им звук состоит из двух частей – начало (собственно атака) и последующее затухание. Раз уж мы в самом начале в качестве примера взяли гитару, то и продолжим на ее примере. Звук гитарной струны – это сам щипок и последующая вибрация. В жизни вы наверняка без труда отличите игру на гитаре пальцами или медиатором – во втором случае атака звука будет намного более резкой и быстрой. Так почему бы и аудиосистеме не воспроизводить атаку звука правильно и адекватно?
Из всех музыкальных инструментов самая быстрая атака у барабана – резкий и хлесткий удар, практически мгновенное нарастание амплитуды сигнала. А вот звук, например, какой-нибудь флейточки «льется» плавно, тут атаки как таковой, можно сказать, и нет. Просто обратите внимание на то, как в вашей системе ощущается разница в «скорострельности» разных инструментов. Так как же понять – хорошо ли играет аудиосистема в вашей машине? Для этого лучше всего использовать музыку с «живыми» инструментами, звучание которых легко узнается. Чисто электронная музыка для этого не подходит, поскольку синтезировать можно абсолютно любой звук, и определить, как именно должен звучать конкретный трек просто невозможно. Выбирайте джаз, рок, акустические записи. Даже если вы не слишком часто слушаете их в повседневной жизни, эти жанры отлично подходят для определения скрытого потенциала (ну или, чего уж там, выявления косяков) вашей аудиосистемы.
Отключите все эффекты. Для оценки возможностей системы важна не «приукрашенность» звучания, а натуральность, естественность тембров различных инструментов. «Приукрасить» можно будет потом, уже по вкусу. Попробуйте оценить звук с такой точки зрения: получается ли представить себе, что конкретный музыкальный инструмент не воспроизводится через динамики вашей системы, а звучит действительно «как живой»? Если да, то поздравляю, вы являетесь обладателем High-End-системы высокого уровня. Если же нет, то обратите внимание на то, из-за чего именно не возникает этого ощущения – не слишком натуральный по своей структуре или «неравномерный» тембр, слишком «вялая» атака, отсутствие микро- или макродинамики?
Теперь вы уже знаете некоторые базовые критерии, по которым можно ориентироваться. А в следующей нашей статье мы начнем смотреть, что можно сделать, чтобы ваша штатная система зазвучала лучше.
Auto.ru
Материалы по теме: Три мифа о штатных аудиосистемах.
Азы автозвука: На что способна ваша аудиосистема?
Модератор ростовская область Сообщений: 4567 |
LADA LARGUS 7 LUXE RS0Y5-42-00L Серый базальт пробег >88500 км | ||||
Модератор ростовская область Сообщений: 4567 |
Азы автозвука: Как улучшить штатное аудио малыми силами?Не устраивает штатное аудио? Ничего удивительного, ведь производители не стремятся оснастить свое авто аудиофильской системой, а большинство брендованных систем – не больше чем маркетинговый ход. Сегодня мы сделаем первый маленький шаг навстречу хорошему звуку и рассмотрим, как можно улучшить аудиосистему без лишних затрат.Для начала посмотрим, из чего состоит любая автомобильная аудиосистема. Первое – это головное устройство (ГУ), которое читает диски, флешки, принимает радио или «тянет» музыку с вашего смартфона по Bluetooth. В общем, источник сигнала, который многие по старой памяти называют просто «магнитолой». Потом этот сигнал поступает на усилитель, который его, соответственно, усиливает, готовя для подачи на динамики (если кто-то вам скажет, что у него нет усилителя, а динамики подключены прямо к головному устройству, то это всего лишь означает, что усилитель внутри головного устройства). Ну и дальше, собственно, сами акустические системы, включающие в себя динамики нескольких видов. Те, что обычно ставят в дверях, отвечают за воспроизведение низких и средних частот, те, что на стойках, на панели или в уголках зеркал – за воспроизведение верхних частот, а для самого нижнего баса предназначены сабвуферы. Чтобы понять, как можно улучшить штатно установленную систему, нужно в первую очередь определиться с тем, что же является самым слабым звеном. Чаще всего это самый «конечный» элемент системы – динамики. Действительно, в большинстве случаев акустика штатных систем устанавливается автопроизводителями далеко не самым оптимальным для нее образом, поскольку все же не автомобиль проектируется вокруг нее, а как бы наоборот – аудиосоставляющая является дополнением к автомобилю. В итоге динамики практически в любой «штатке» работают без организации им должного акустического оформления, а значит, даже тот скромный потенциал, который в них заложен, и тот не реализуется. В заводском варианте установки даже скромные штатные динамики не отрабатывают своих возможностей, им просто не организуется нормальное акустическое оформление. Рассмотрим акустику, установленную в дверях. О том, что такое «акустическое оформление», мы уже упоминали чуть раньше, но вкратце напомним: чтобы динамик показал все, на что он способен, он должен излучать только своей лицевой стороной, излучение же тыльной стороны должно быть изолировано. При этом сам динамик должен быть закреплен на жестком и прочном основании, не подверженном вибрациям. Если еще короче, то любому динамику нужен корпус. В нашем случае корпусами для них являются двери. Теперь посмотрим, что мы имеем. Передняя стенка нашего «корпуса» – это внутренняя часть двери. В ней есть технологические окна, а это значит, что акустическое оформление для динамика отсутствует как класс – излучение обратной стороны диффузора никак не изолировано. Обивка двери не в счет, она не обладает нужной жесткостью и легко вибрирует на звуковых частотах. Добавим к этому звонкость самого металла и получим… ну, вы уже знаете. Так мы приходим к нашему первому и самому простому способу улучшить звучание штатного аудио, который подходит абсолютно для любого автомобиля с любой аудиосистемой, – обработка двери шумоизоляционными материалами. Иногда еще говорят «акустическая обработка дверей». Даже самая минимальная обработка наружной части двери вибродемпфирующими материалами и закрытие технологических окон с внутренней стороны уже дает ощутимый результат. На самом деле понятие «шумоизоляция» – термин весьма расплывчатый. Условно материалы разделяют на несколько видов: вибродемпфирующие, которые гасят низкочастотную вибрацию, и звукопоглощающие/звукоизолирующие, которые блокируют шум на средних и высоких частотах. Первые – относительно тяжелые, чаще всего их делают на основе битума или каучука. Вторые – легкие и пористые типа пенополиуретана, пенополиэтилена и прочих «пено». Так вот, нам в первую очередь нужны именно вибродемпфирующие материалы. Если наклеить их на металл, то это снизит его резонансы и в какой-то степени повысит жесткость, что уже заметно скажется на работе динамиков, ведь теперь стенки нашего «корпуса» уже не будут такими звонкими. Мягкий звукопоглощающий материал тоже можно использовать в качестве дополнения – он уменьшит отражения внутри дверей и тоже улучшит звучание. А если взять вибродемпфирующий материал пожестче и заклеить им технологические окна в металле дверей, то тем самым мы изолируем излучение обратной стороны динамиков, организуя им более-менее вменяемое акустическое оформление. Вот теперь они действительно заработают совсем иначе – появится приятный и более разборчивый бас, а средние частоты станут более четкими и ясными. Ну а в следующий раз мы разберем уже более серьезный вариант улучшения штатного звука с заменой динамиков: всегда ли это возможно, и если да, то как подобрать подходящие. Auto.ru LADA LARGUS 7 LUXE RS0Y5-42-00L Серый базальт пробег >88500 км | ||||
Модератор ростовская область Сообщений: 4567 |
Как поменять динамики в штатной аудиосистеме?Не так давно мы рассмотрели, что дает самый простой и недорогой способ улучшения звучания штатной аудиосистемы – обработка дверей вибродемпфирующими и звукопоглощающими материалами, так называемая «акустическая подготовка». Сегодня мы начнем рассматривать варианты более радикального апгрейда – с заменой компонентов. Первым делом поговорим о возможности замены динамиков.Простая акустическая подготовка дверей, несомненно, приносит свои сочные и вкусные плоды, причем это отмечают даже те, у кого на ушах потоптался целый медвежий выводок. Но это далеко не все, что можно сделать для улучшения звучания штатной системы. Вернее, если уж быть честным, это самое минимальное, что можно сделать. Но вот со следующим шагом апгрейда нужно быть очень аккуратным. Многим приходит в голову мысль просто заменить простенькие динамики на более солидные и дорогие. Казалось бы, что тут сложного, но тут как раз и ждут те самые «грабли», на которые многие наступают раз за разом, удивляясь, почему же ничего не получается. На деле любая штатная система среднего уровня хоть сама по себе и не блещет выдающимися способностями, но в ней все составляющие все же более-менее сбалансированы между собой, поэтому если просто «выдернуть» из нее отдельные компоненты и заменить их другими, то этот баланс может нарушиться. Разберемся, в каких случаях этот вариант приемлем, а в каких – нет. Случай первый. Вы имеете автомобиль с Кстати, многие смотрят еще и на мощность, указанную в описании к акустике, полагая, что чем больше ее величина, тем, при прочих равных, будет громче. Весьма распространенное заблуждение. Мы рассмотрим, что скрывается под словом «мощность», в одной из наших следующих статей, сейчас же просто поверьте на слово: указанные цифры в данном случае ничего не решают. Более того, динамики, которые лучше всего подходят для работы в простых системах, чаще всего имеют указанную RMS мощность всего-то около 30-50 Вт, не больше (на всякого рода «максимальные», «пиковые» и прочие виды мощности в данном случае можно не ориентироваться). Акустика же с высокой RMS–мощностью, как правило, имеет меньшую чувствительность и при включении в штатную систему будет, с большой вероятностью, играть хуже. Auto.ru LADA LARGUS 7 LUXE RS0Y5-42-00L Серый базальт пробег >88500 км | ||||
Посетитель Пермь Сообщений: 4143 |
https://vk.com/uralpodiumperm Подиумы и самоклеящиеся материалы https://vk.com/chagrin_perm Покраска Титаном и жидкой резиной |
В начало страницы |
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
Дхо
Путешествия на ларгусе
Расход топлива
Подлокотник
Магнитола
Пробег
Доработки
Первые впечатления
Камера заднего вида
То1
Сетка в бампер
Диски
Покупка ларгуса
Освещение салона
Электрика
Видеорегистратор
Дтп
Ижевск
Чехлы на ларгус
Динамики
Стоп сигнал
Дворники
Тюнинг
Шумоизоляция
Бокс на крышу
Обратный клапан
Зимние шины
Тормозные колодки
Ларгус
Рация
Тюнинг фонари
Птф
Упоры капота
Коврики
Задние фонари
Тормоза
Установка салонного фильтра
Фильтр салона
Брызговики
Гбо
Освещение багажника
Лада ларгус
Шины и диски
Рки-19
Подкрылки
Поездка на море
Светодиод
Автозвук
Пороги
Моделька
То-1
Замена 5 передачи
Отзыв владельца
Полка багажника
Форсунки
Лампа ближнего света
Бачок омывателя
Ремонт
Уплотнитель капота
Парктроник