О намерении правительства модернизировать ОСАГО — перевести его из статуса обязательного во вмененное — сообщил замминистра финансов Алексей Моисеев. Пока это преподано даже не как проект Кабмина, но уже сейчас очевидно, что замена готовится. Задача государства — минимизировать свои расходы. А автовладельцев? Независимые эксперты считают, что водители не выиграют.
Игорь Иванов, зам. гендиректора страховой компании «РЕСО-Гарантия»:
— При ОСАГО государство диктует правила, условия, тарифы, что сковывает страховой рынок. При вмененном же установит только рамки. Они принесут большую свободу действий, но вместе с тем не позволят недобросовестным фирмам продавать за пять копеек полисы со страховым покрытием в пять рублей. В пределах лимитов страхкомпании (СК) смогут, например, поднимать потолок возмещений после аварий, включать в договоры элементы КАСКО, добавлять сервисные опции… Словом, вмененное страхование — более высокий уровень развития рынка.
Однако перед заменой нужно наладить контроль за СК. Порядка 70 компаний, работавших на рынке ОСАГО, за последние годы разорились, и уже ясно, что многие из них создавались, чтобы собрать выручку и исчезнуть. И никто за эти «подвиги» не сел. Будет ли создан адекватный контроль, зависит от новосозданного финансового мегарегулятора в лице Центробанка РФ.
В любом случае автомобилистам не следует надеяться на снижение стоимости полисов — она вырастет, поскольку надо поднимать выплаты до планки, которая удовлетворит ожидания пострадавших в ДТП. Да и инфляцию никто не отменял.
Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «Финам»:
— При диктате государства страховщики лишены возможности ценами регулировать собственные продажи полисов. Но ведь есть СК, которым ОСАГО приносит низкую маржу и даже убыток, у других, проводящих некую модернизацию, возрастают траты. И у всех они возрастут, когда наступит предполагаемое увеличение сумм на покрытие страховых случаев. (Имеется в виду проект правительства поднять выплаты по причиненному в ДТП ущербу здоровью до 500 тыс. руб., ущербу имуществу — до 400 тыс. руб., и некоторые другие. – Ред.)
С переходом же на вмененную систему одни страховщики смогут бороться за клиентов, предоставляя им дисконт, а другие станут поднимать цены, осознанно жертвуя своей долей на рынке. Автомобилистам в условиях вмененного страхования придется действовать так, как сейчас с КАСКО, — искать предложения с удобными именно им опциями, сервисом. Но чтобы выбранный набор страховок был по карману, понадобится искать продавца полисов с репутацией надежной фирмы.
Николай Тюрников, гендиректор компании «ГлавСтрахКонтроль», президент Ассоциации лиц, оказывающих услуги страхователям:
— Да, на рынке станет больше соперничества. Однако не во всех случаях честного. Обострение конкуренции подразумевает, что клиенту оно принесет снижение цен. Это возможно, но ненадолго, и этот период будет насыщен высокими рисками для автомобилистов. Многие — в основном мелкие — страховщики, стремясь оформить больше контрактов, до минимума снизят цену. Но не бывает «дешево да мило». За что водители будут платить? Тексты договоров, составленные на усмотрение СК, будут изобиловать подводными камнями — возрастет вероятность купить полис, по которому никогда не получишь возмещение. СК будут отсылать пришедшего за возмещением клиента на некий пункт, в котором неюрист не видел подвоха. Тем более текст напечатан мелким, нечитаемым шрифтом — это излюбленный способ страховщиков избежать обязательств.
Демпинг опасен и другим. Сегодня компания, распродавая полисы по заниженным ценам, накопит большой портфель, но через год-два, когда наступит ответственность выплачивать убытки, у СК может не хватить средств для возмещения. И надо учесть манеру российского страхового рынка уходить по-английски: не только не попрощавшись, но и не исполнив обязательств. Одна надежда — мегарегулятор: после перехода на вмененное страхование понадобится методично, втрое более придирчиво, чем сейчас, отслеживать деятельность СК, чтобы упреждать умысел собрать деньги и раствориться.
Положим, контролеры не уследят, и ваша СК то ли испарится, то ли обанкротится. Обманутые автомобилисты, казалось бы, могут рассчитывать на компенсационные выплаты из резервного фонда Российского союза автостраховщиков — для того он и создан.
Но надо знать: если раньше накопления в нем были значительными, то фонд оскудел после исчезновения целого ряда СК. В том числе после того, как в нынешнем году обанкротилась компания «Ростра»: она оставила долгов по ОСАГО почти на 590 млн руб. (общая сумма невыполненных обязательств — около 1,5 млрд руб.).
Замминистра финансов, излагая концепцию Минфина о трансформации обязательного страхования во вмененное, говорил, что те же преобразования должны произойти и в обязательном страховании опасных объектов, грузоперевозок. Эти виды нельзя ставить на одну доску с «автогражданкой». Предприятия с опасными производствами, равно как и грузоотправители, располагают штатами юристов, которых страховщики на мякине не проведут. Автовладельцы же, потеряв защиту в виде государственных нормативов, останутся один на один с профессионалами казуистики, чья цель не отдать ни рубля из того, что заполучили их компании.
Нужно оценивать зрелость рынка прежде, чем его совершенствовать. Я разделяю худшие опасения: в наших реалиях принцип вмененного страхования гражданской автоответственности — благодатная почва для роста популяции жуликов. Недобросовестных СК станет много больше — риски автовладельцев намного возрастут.
От редакции
Все помнят реакцию страховщиков на проект поправок в Закон об ОСАГО с повышением выплат по ущербам в ДТП. Крупные игроки рынка отчаянно добивались в кабинетах правительства и администрации президента РФ, чтобы тарифы на ОСАГО подняли на 50 и даже 60%. Это при том, что в последние несколько лет по рынку ОСАГО сборы за полисы превышают расходы по выплатам на сумму около 50 млрд руб., автопром ежегодно «поставляет» страховщикам по 2–2,5 млн клиентов. Наряду с этим сложилась тенденция снижения процента компенсации ущерба...
Но давление лоббистов принесло результат: в правительстве стали лучше понимать сложности страхового дела в России и обещали предложить вариант покрытия предстоящих больших расходов СК. «Вмененка» превращает надежды страховщиков в сбыточные.
За Рулем
ОСАГО: риски для водителей возрастут
Модератор ростовская область Сообщений: 4567 |
LADA LARGUS 7 LUXE RS0Y5-42-00L Серый базальт пробег >88500 км |
В начало страницы |
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
Дхо
Путешествия на ларгусе
Подлокотник
Расход топлива
Магнитола
Пробег
Доработки
Первые впечатления
Камера заднего вида
То1
Сетка в бампер
Диски
Покупка ларгуса
Освещение салона
Электрика
Видеорегистратор
Дтп
Ижевск
Чехлы на ларгус
Динамики
Стоп сигнал
Дворники
Тюнинг
Шумоизоляция
Бокс на крышу
Зимние шины
Тормозные колодки
Ларгус
Рация
Тюнинг фонари
Птф
Обратный клапан
Упоры капота
Коврики
Задние фонари
Тормоза
Установка салонного фильтра
Фильтр салона
Брызговики
Освещение багажника
Гбо
Шины и диски
Рки-19
Подкрылки
Светодиод
Поездка на море
Автозвук
Пороги
Лада ларгус
Замена 5 передачи
То-1
Отзыв владельца
Полка багажника
Форсунки
Лампа ближнего света
Бачок омывателя
Ремонт
Уплотнитель капота
Парктроник
Моделька