Разбор аварийной ситуации с комментариями Авто@Mail.Ru (учебный материал)
Получилось глупо. С точки зрения ПДД, в этой аварии полностью виноват водитель «Газели», он пошёл на обгон, не рассчитав расстояние до встречного автомобиля. Затем, поняв, что не успевает закончить манёвр, «газелист», вместо того чтобы замедлиться и принять вправо в свою же полосу, сместился на «встречную» обочину. У водителя внедорожника Nissan с видеорегистратором были шансы если не избежать, то, по крайней мере, смягчить последствия.
1. Водитель внедорожника с регистратором видел, что встречные автомобили обгоняют фуру. Эта ситуация уже сама по себе опасна – фура длинная, обзор из-за неё ограничен, и тем, кто её обгоняет, труднее верно рассчитать действия. Поэтому…
2. Нужно предельно внимательно контролировать ситуацию и быть готовым к экстренному торможению. Многие встречным водителям во время их затяжных обгонов мигают дальним светом, дескать «проснись!», «опасно!», «можем не разъехаться!» – всё верно, но этого мало.
3. Если появляются хоть малейшие подозрения, что обгон встречного пройдёт небезопасно, заранее примите правее.
4. Не помешает одновременно с этим предупредить о перестроении «поворотником». Так уже издалека мы внятно даём обгоняющему понять, какая часть дороги остаётся для него, и что мы, «в случае чего», будем уходить вправо (на обочину или даже в кювет, подобную ситуацию мы разбирали в материале «Уход от встречного грузовика: прощай, дорога, здравствуй, поле»).
5. Если ситуация с обгоном долго не разрешается, не тяните до последнего, отпустите газ или вовсе приступите к торможению вплоть до экстренного. Не бойтесь «комментариев» и осуждения других участников движения. Лучше секунду побыть «трусом», чем стать покойником. Тем более, что это вовсе не трусость, а предусмотрительность. Заранее смещаясь вправо и сбрасывая скорость, мы оставляем нерадивому (наглому/безумному) встречному и, главное, себе(!) больше места как в длину, так и в ширину, следовательно, у него больше шансов успеть закончить или прекратить манёвр. К тому же, последствия аварии тем легче, чем ниже скорость сближения.
6. Активные действия – мигающий дальний свет, звуковой сигнал, «поворотник», резкий манёвр в сторону своей обочины, загоревшиеся во время торможения стоп-сигналы – всё это дополнительное предупреждение для окружающих, которое служит лишним поводом ещё раз глянуть вокруг в поисках причины этих экстренных действий. Возможно, увидев и поняв это предупреждение, водитель фуры сильнее принял бы в сторону своей обочины, и тогда для обгоняющей Газели мог освободиться больший коридор. Причём этот коридор раскрылся бы ещё до того, как «газелист» понял, что «выхода нет». Вероятность разъехаться значительно увеличилась бы. Хотя в данной ситуации места для разъезда всех троих и так было предостаточно, взгляните на схему ниже. Зная ширину Газели (~2070 мм) и высоту металлического барьера (~750 мм) мы воссоздали геометрию окружающего пространства. Получилось, что коридор, который оставался для разъезда Газели и Ниссана, равнялся примерно 6370 мм! Более чем достаточно, согласитесь.
Согласно ГОСТ Р 52399—2005:
На дорогах I-й категории (IА, IБ и IВ; 4 и более полос; ширина полосы движения – 3,75 м; проектная скорость – 150 или 120 км/ч) минимальное расстояние от края проезжей части до отбойника – 2,9 метра.
На дорогах II-й категории (2 – 4 полосы; ширина полосы движения – 3,75 или 3,5 м; проектная скорость – 120 км/ч) минимальное расстояние от края проезжей части до отбойника – 2,15 метра.
На дорогах III-й категории (2 полосы; ширина полосы движения – 3,5 м; проектная скорость 100 км/ч) минимальное расстояние от края проезжей части до отбойника – 1,65 метра.
На дорогах IV-й категории (2 полосы; ширина полосы движения – 3,0 м; проектная скорость 80 км/ч) минимальное расстояние от края проезжей части до отбойника – 1,15 метра.
На дорогах V-й категории (2 полосы; ширина общей полосы движения (в обе стороны) 4,5 м; проектная скорость 60 км/ч) минимальное расстояние от края проезжей части до отбойника – 0,9 метра
Какой вывод? На участках дорог, оборудованных металлическим ограждением барьерного типа, почти всегда остаётся возможность существенно сместиться правее на обочину в сторону отбойника. Кстати, сама отбойная лента при столкновении хорошо гасит энергию удара и смещается в сторону, тем самым она даёт дополнительный шанс на спасение. Правда, во время такого контактного торможения лента способна ощутимо отбросить автомобиль обратно на проезжую часть.

Почему водитель «Газели», в конце концов, метнулся на встречную обочину? Он до последнего не мог принять адекватное решение, что ему делать, и, когда загнал себя в тупик, в условиях стресса и дефицита времени совершил очередную ошибку. Да, он балбес, «тормоз», бестолочь – называйте как хотите. Возможно, вдобавок, не учёл инертность гружёной машины. Может двигатель заглох или разлетелась крестовина во время обгона. Или подвели неисправные тормоза, не позволившие затормозить и вернуться в ряд. А может, всё сразу? Так бывает, и от этого никому не легче. Подобный пример – очередное подтверждение того, что всегда полезно учиться предполагать и прогнозировать развитие ситуаций, предвидеть и, по возможности, компенсировать ошибки других участников движения. Водитель внедорожника, оснащённого регистратором, пытаясь смягчить последствия, в последний момент экстренно тормозил (при такой встречной скорости каждый километр в час на счету) и пытался уйти от «Газели» правее. Но уворачиваться было поздно.
Далее за здоровье и жизнь седоков в таких случаях борются средства пассивной безопасности – кузов, ремни, преднатяжители и подушки (если имеются). Манёвр внедорожника вправо ситуацию не спас, но, как ни странно, обоим участникам ДТП сыграл на руку. Автомобили во время удара друг с другом провзаимодействовали по всей ширине – энергию строго фронтального удара обоих автомобилей приняла и погасила зона программируемой деформации. Сминаемые силовые элементы передка внедорожника самортизировали удар и существенно снизили пиковые замедления и нагрузки, действующие на кузовы автомобилей. Если седоки при столкновении пристёгнуты – шансы уцелеть и не получить травмы куда выше. Ведь зафиксированные тела надёжно удерживаются широкими лентами (давление распределяется по большой площади) и замедляются вместе с кузовами.

Вывод: если есть сомнения в безопасности манёвра вышедшего навстречу водителя, оценив обстановку вокруг, смещаемся вправо, сигналим, тормозим, (хотя ПДД при возникновении аварийной ситуации требуют только принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства). Если ситуация потребовала съезда на обочину – это всегда чревато потерей управляемости, на гравий надо съезжать, будучи готовым стабилизировать машину (ABS и ESP, если что, в этом случае помогут).
И ещё: если видим, что встречный обгоняет, не ждём до последнего, воображая себя лётчиком, идущим в лобовую атаку. Ни в коем случае не усугубляем ситуацию – не «учим проходимца» и не мешаем ему. Действуем согласно правилу «трёх Д» – Дай Дорогу Другому (Дураку). Многие думают и делают так: «ты, мол, вылез на встречную, ты и разруливай!», «я прав, ты не прав!», «я не пущу!», «я ни за что не подвинусь!». Дорога и, тем более, такие ситуации – не место и не время для выяснения отношений. Если кто не знает – Великая Отечественная война давно закончилась, а те, кто едет навстречу, такие же водители, а не асы люфтваффе. Каждый из нас может ошибиться или сдурить. Да и техника тоже небезотказна. Наша главная задача – безопасно целыми и невредимыми доехать до пункта «Б». Вот и всё. А для этого нужно постараться.
Видео с аналогичной ситуацией и удачным исходом:http://www.youtube.com/watch?v=fx6JoxV9yW4
http://auto.mail.ru/article.html?id=37382