«Встречный» обгон, отбойник, удар

  
Модератор
МедальГрамота
ростовская область
Сообщений: 4567
http://www.youtube.com/watch?v=zcFDYhfvZ4g
Разбор аварийной ситуации с комментариями Авто@Mail.Ru (учебный материал)
Получилось глупо. С точки зрения ПДД, в этой аварии полностью виноват водитель «Газели», он пошёл на обгон, не рассчитав расстояние до встречного автомобиля.  Затем, поняв, что не успевает закончить манёвр, «газелист», вместо того чтобы замедлиться и принять вправо в свою же полосу, сместился на «встречную» обочину. У водителя внедорожника Nissan с видеорегистратором были шансы если не избежать, то, по крайней мере, смягчить последствия.

1. Водитель внедорожника с регистратором видел, что встречные автомобили обгоняют фуру. Эта ситуация уже сама по себе опасна – фура длинная, обзор из-за неё ограничен, и тем, кто её обгоняет, труднее верно рассчитать действия. Поэтому…

2. Нужно предельно внимательно контролировать ситуацию и быть готовым к экстренному торможению. Многие встречным водителям во время их затяжных обгонов мигают дальним светом, дескать «проснись!», «опасно!», «можем не разъехаться!» – всё верно, но этого мало.

3. Если появляются хоть малейшие подозрения, что обгон встречного пройдёт небезопасно, заранее примите правее.

4. Не помешает одновременно с этим предупредить о перестроении «поворотником». Так уже издалека мы внятно даём обгоняющему понять, какая часть дороги остаётся для него, и что мы, «в случае чего», будем уходить вправо (на обочину или даже в кювет, подобную ситуацию мы разбирали в материале «Уход от встречного грузовика: прощай, дорога, здравствуй, поле»).

5. Если ситуация с обгоном долго не разрешается, не тяните до последнего, отпустите газ или вовсе приступите к торможению вплоть до экстренного. Не бойтесь «комментариев» и осуждения других участников движения. Лучше секунду побыть «трусом», чем стать покойником. Тем более, что это вовсе не трусость, а предусмотрительность. Заранее смещаясь вправо и сбрасывая скорость, мы оставляем нерадивому (наглому/безумному) встречному и, главное, себе(!) больше места как в длину, так и в ширину, следовательно, у него больше шансов успеть закончить или прекратить манёвр. К тому же, последствия аварии тем легче, чем ниже скорость сближения.

6. Активные действия – мигающий дальний свет, звуковой сигнал, «поворотник», резкий манёвр в сторону своей обочины, загоревшиеся во время торможения стоп-сигналы – всё это дополнительное предупреждение для окружающих, которое служит лишним поводом ещё раз глянуть вокруг в поисках причины этих экстренных действий. Возможно, увидев и поняв это предупреждение, водитель фуры сильнее принял бы в сторону своей обочины, и тогда для обгоняющей Газели мог освободиться больший коридор. Причём этот коридор раскрылся бы ещё до того, как «газелист» понял, что «выхода нет». Вероятность разъехаться значительно увеличилась бы. Хотя в данной ситуации места для разъезда всех троих и так было предостаточно, взгляните на схему ниже.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Зная ширину Газели (~2070 мм) и высоту металлического барьера (~750 мм) мы воссоздали геометрию окружающего пространства. Получилось, что коридор, который оставался для разъезда Газели и Ниссана, равнялся примерно 6370 мм! Более чем достаточно, согласитесь.

Согласно ГОСТ Р 52399—2005:

На дорогах I-й категории (IА, IБ и IВ; 4 и более полос; ширина полосы движения – 3,75 м; проектная скорость – 150 или 120 км/ч) минимальное расстояние от края проезжей части до отбойника – 2,9 метра.

На дорогах II-й категории (2 – 4 полосы; ширина полосы движения – 3,75 или 3,5 м; проектная скорость – 120 км/ч) минимальное расстояние от края проезжей части до отбойника – 2,15 метра.

На дорогах III-й категории (2 полосы; ширина полосы движения – 3,5 м; проектная скорость 100 км/ч) минимальное расстояние от края проезжей части до отбойника – 1,65 метра.

На дорогах IV-й категории (2 полосы; ширина полосы движения – 3,0 м; проектная скорость 80 км/ч) минимальное расстояние от края проезжей части до отбойника – 1,15 метра.

На дорогах V-й категории (2 полосы; ширина общей полосы движения (в обе стороны) 4,5 м; проектная скорость 60 км/ч) минимальное расстояние от края проезжей части до отбойника – 0,9 метра


Какой вывод? На участках дорог, оборудованных металлическим ограждением барьерного типа, почти всегда остаётся возможность существенно сместиться правее на обочину в сторону отбойника. Кстати, сама отбойная лента при столкновении хорошо гасит энергию удара и смещается в сторону, тем самым она даёт дополнительный шанс на спасение. Правда, во время такого контактного торможения лента способна ощутимо отбросить автомобиль обратно на проезжую часть.
Данный тест металлического ограждения был проведён журналом За рулём. Столкновение автомобиля Lada Priora с отбойником было выполнено на скорости 90 км/ч под углом 20о. Барьер во время удара ощутимо деформировался и замедлил автомобиль. Зона программируемой деформации легковушки также «помогла» ограждению погасить энергию удара, силовая структура салона геометрию сохранила. Пристёгнутые манекены-пассажиры в автомобиле не пострадали. Подробнее об этом испытании можно прочитать в материале «Краш-тест Lada Priora: С места в барьер»

Почему водитель «Газели»,  в конце концов, метнулся на встречную обочину? Он до последнего не мог принять адекватное решение, что ему делать, и, когда загнал себя в тупик, в условиях стресса и дефицита времени совершил очередную ошибку. Да, он балбес, «тормоз», бестолочь – называйте как хотите. Возможно, вдобавок, не учёл инертность гружёной машины. Может двигатель заглох или разлетелась крестовина во время обгона. Или подвели неисправные тормоза, не позволившие затормозить и вернуться в ряд. А может, всё сразу? Так бывает, и от этого никому не легче. Подобный пример – очередное подтверждение того, что всегда полезно учиться предполагать и прогнозировать развитие ситуаций, предвидеть и, по возможности, компенсировать ошибки других участников движения.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Водитель внедорожника, оснащённого регистратором, пытаясь смягчить последствия, в последний момент экстренно тормозил (при такой встречной скорости каждый километр в час на счету) и пытался уйти от «Газели» правее. Но уворачиваться было поздно.

Далее за здоровье и жизнь седоков в таких случаях борются средства пассивной безопасности – кузов, ремни, преднатяжители и подушки (если имеются). Манёвр внедорожника вправо ситуацию не спас, но, как ни странно, обоим участникам ДТП сыграл на руку. Автомобили во время удара друг с другом провзаимодействовали по всей ширине – энергию строго фронтального удара обоих автомобилей приняла и погасила зона программируемой деформации. Сминаемые силовые элементы передка внедорожника самортизировали удар и существенно снизили пиковые замедления и нагрузки, действующие на кузовы автомобилей. Если седоки при столкновении пристёгнуты – шансы уцелеть и не получить травмы куда выше. Ведь зафиксированные тела надёжно удерживаются широкими лентами (давление распределяется по большой площади) и замедляются вместе с кузовами.  


Вывод: если есть сомнения в безопасности манёвра вышедшего навстречу водителя, оценив обстановку вокруг, смещаемся вправо, сигналим, тормозим, (хотя ПДД при возникновении аварийной ситуации требуют только принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства). Если ситуация потребовала съезда на обочину – это всегда чревато потерей управляемости, на гравий надо съезжать, будучи готовым стабилизировать машину (ABS и ESP, если что, в этом случае помогут).

И ещё: если видим, что встречный обгоняет, не ждём до последнего, воображая себя лётчиком, идущим в лобовую атаку. Ни в коем случае не усугубляем ситуацию – не «учим проходимца» и не мешаем ему. Действуем согласно правилу «трёх Д» – Дай Дорогу Другому (Дураку). Многие думают и делают так: «ты, мол, вылез на встречную, ты и разруливай!», «я прав, ты не прав!», «я не пущу!», «я ни за что не подвинусь!». Дорога и, тем более, такие ситуации – не место и не время для выяснения отношений. Если кто не знает – Великая Отечественная война давно закончилась, а те, кто едет навстречу, такие же водители, а не асы люфтваффе. Каждый из нас может ошибиться или сдурить. Да и техника тоже небезотказна. Наша главная задача – безопасно целыми и невредимыми доехать до пункта «Б». Вот и всё. А для этого нужно постараться.

Видео с аналогичной ситуацией и удачным исходом:http://www.youtube.com/watch?v=fx6JoxV9yW4
http://auto.mail.ru/article.html?id=37382
Редактировалось: 1 раз (Последний: 4 июля 2013 в 09:51)
LADA LARGUS 7 LUXE RS0Y5-42-00L Серый базальт пробег >88500 км
В начало страницы 
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.