К сожалению, типичнейшая ситуация. Безусловно, с точки зрения ПДД, в этой аварии на перекрёстке виноват тракторист — он выехал из-за перекрывавших обзор автомобилей, не убедившись в безопасности своих действий. Но аварии можно было если не избежать, то, по крайней мере, смягчить её последствия, если бы водитель автомобиля с видеорегистратором не допустил нескольких ошибок.
1. Слишком высокая скорость. По видео трудно точно определить, с какой скоростью двигался водитель, однако видно, что едет он быстро. На подъезде к перекрестку именно высокая скорость помешала адекватно оценить обстановку и не оставила ни времени, ни места для того, чтобы избежать столкновения. Водитель, видя зелёный разрешающий сигнал, проезжает перекресток так, словно это обычная пустынная загородная дорога. А ведь перекресток сам по себе опасен — это место пересечений траекторий, место скопления автомобилей и пешеходов, это своего рода концентратор действий и событий. Зеленый сигнал светофора даёт приоритет проезда, но не гарантирует возможность это сделать.
2. Водитель не учёл, что из-за стоящих слева автомобилей, ожидающих «левой стрелки», обзор перекрёстка ограничен. Причём не только для него самого, но и для тех, кто собирается повернуть налево со встречного направления. «Наш» автомобиль попросту «спрятался» от тракториста за стоящими легковушками и микроавтобусом. Тракторист мог вообще не видеть несущуюся навстречу машину. А если и видел мельком, то не смог оценить скорость. Может, решил проскочить... Не проскочил.
3. Водитель слишком поздно отреагировал на появившийся с самого опасного направления трактор. Если бы водитель предполагал (а такое на перекрестках всегда необходимо предполагать), что ему наперерез кто-то поедет, он бы аккуратно открывал угол обзора, и следил бы в первую очередь именно за встречной полосой. Если посмотреть внимательно, то поверх машин хорошо видна крыша трактора (на фото отмечена красной стрелкой). От момента её появления в поле видимости до столкновения прошло три-четыре секунды — заметь он её и вовремя среагируй, водитель получил бы шансы смягчить последствия аварии. А если бы и скорость изначально была ниже, о чем мы уже писали, можно было и вовсе вовремя остановиться. Здесь кроме невнимательности сработал эффект «туннельного зрения», когда с ростом скорости уменьшается угол обзора дороги — в итоге опасность была замечена слишком поздно.
Исход ситуации
А вот когда стало понятно, что столкновения не избежать, водитель, в принципе, действовал правильно. Применил экстренное торможение и сумел отвернуть (хотя ПДД требует применять только замедление) от трактора в более легкий прицеп, чем значительно снизил тяжесть последствий аварии. Это непростой манёвр: на автомобилях без антиблокировочной системы (АБС), чтобы повернуть во время экстренного торможения, необходимо строго дозировать усилие на педали тормоза, если заблокировать колёса, автомобиль не станет реагировать на поворот руля и продолжит двигаться юзом прямо. В условиях надвигающейся опасности и дефицита времени это очень трудно, практически невозможно, адекватное выполнение этих действий возможно только в том случае, если вы систематически тренируетесь на автодроме. В случае, когда автомобиль оборудован АБС, всё гораздо проще: бьём по тормозу до отказа и поворачиваем руль — электроника, не дав колёсам заблокироваться, сохранит управляемость и в подавляющем большинстве случаев обеспечит наиболее эффективное торможение.
Выводы и советы
— Помним, перекресток — опасное место, даже когда он регулируемый, и для нас горит «зелёный».— При подъезде к перекрестку, особенно с ограниченной видимостью, снижаем скорость до той, которая позволит безопасно «раскрыть» угол обзора, чтобы адекватно оценить обстановку и проконтролировать все потенциально опасные направления. Ничего страшного, если скорость будет непривычно низка.
— Если вам сигналят и подгоняют — не реагируйте. Ваша святая обязанность — обеспечить себе и другим безопасность, а не идти на поводу несведущих «провокаторов», которые хотят побыстрее проехать.
— Помним, что любое препятствие, закрывающее обзор, мешает не только вам, но и тем, кто должен видеть вас.
— Подъезжая к перекрестку, принимаем во внимание возросшую опасность и готовимся к экстренному торможению — отпускаем газ, можно даже перенести ногу на педаль тормоза, чтобы в случае чего начать мгновенно тормозить. Можно даже чуть нажать на тормоз, таким образом, и тормозная система, и вы придут в полную боеготовность, а загоревшиеся стоп-сигналы заставят насторожиться водителей сзади. Подготовившись заранее, на остановку (если вдруг понадобится) вы потратите меньше времени и метров. Шансы избежать аварии увеличиваются.
— Приучайте себя к повсеместному и тотальному сканированию обстановки, старайтесь собирать максимум информации. На самом деле, её всегда больше, чем может показаться! Нужно только знать и понимать, откуда её выуживать.
— По возможности оцениваем обстановку сквозь стёкла автомобилей (вот где тонировка оказывает медвежью услугу!).
— Бросаем взгляд в бреши между автомобилями, поверх крыш и под автомобили. Через дорожный просвет очень часто можно увидеть колёса «спрятавшейся» машины, мотоцикла, велосипеда, или ноги переходящего дорогу пешехода. Часто «невидимый» автомобиль через дорожный просвет перекрывающей обзор машины можно идентифицировать по свету фар на асфальте или по отражению в лужах.
— В помощь также тени, отражения контуров автомобилей в витринах, остановках и окнах домов. В сумерки автомобиль в «слепой» зоне часто можно идентифицировать по отсветам фар от стен, бордюрного камня, стоящих автомобилей, знаков.
— Включайте голову, тренируйте внимание, воображение и память. «Рисуйте» в голове траектории машин, которые скрылись от вашего взгляда, и старайтесь предположить место, где они станут видны вновь. Чем больше «целей» вы научитесь одновременно «вести», тем лучше. Рано или поздно такая обработка информации войдёт в привычку и станет автоматической.
— Ищите потенциальные опасности самостоятельно. Даже если опасность не видна, но возможна, выстраивайте свои действия из расчёта, что она реально существует в данном месте в данный момент — подобная модель поведения не раз спасала авторов этих строк от неприятностей.
— Если понимаем, что аварии не избежать, немедля тормозим — чем ниже скорость при столкновении, тем легче последствия. Закон при возникновении аварийной ситуации запрещает любые действия, кроме экстренного торможения. Но в реалиях часто одного лишь торможения мало. Мы, к примеру, считаем, что за свою жизнь и здоровье можно и нужно бороться. Но, правда, только в том случае, если вы чувствуете, что у вас есть видение и навыки, позволяющие не усугубить ситуацию. Если есть возможность, из всех «зол» выбираем меньшее. Например, от опасного столкновения ищем спасение на обочине или в кювете, можно попробовать направить свою машину в более лёгкий или мягкий объект, как, например, и произошло в разобранной выше аварии — лёгкий и податливый прицеп для столкновения куда более предпочтителен тяжёлому трактору.
Виталий Кабышев и Леонид Климанович
Подобная ситуация может возникнуть и с вами! Будьте внимательны, аккуратны, благоразумны, спокойны и позитивны. Постоянно повышайте своё мастерство, расти всегда есть куда. Никогда никуда не спешите. Пристёгивайтесь сами и пристёгивайте своих близких всегда и везде, где это возможно, независимо от обстоятельств и мест действия. Выбирайте при покупке автомобиль с ABS, ESP и максимальным количеством подушек безопасности.